В иркутском «Сибэкспоцентре» провели форум «Образование Прибайкалья-2017» |
Ольга Шарипова | |||||||||||||||
19.04.2017 12:57 | |||||||||||||||
В иркутском «Сибэкспоцентре» в рамках 80-летия Приангарья состоялся 13-й форум «Образование Прибайкалья-2017». Материал о его работе подготовлен пресс-службой «Сибэкспоцентра».
Дети – наше будущее. А в будущее всегда хочется заглянуть всеми доступными способами – от гаданий на кофейной гуще до погружения в гущу событий, которые дают возможность прогнозировать и, хотя бы пунктирно смотреть наперед. Форум позволил сделать некоторые предположения. Во-первых, проектная работа со школьниками, которую уже не первый год рассматривают на форуме как передовой опыт, подлежащий тиражированию и масштабированию, дает право педагогам реализовывать свои самые яркие способности, поскольку они занимаются тем, чем не могут не заниматься, другими словами – увлечены. А это уже совсем другая энергия, которая как магнит, притягивает предрасположенных к теме школьников. Они с интересом вовлекаются и с удовольствием работают. «Это было долго, но быстро, – резюмировала одна из участниц образовательного квеста «Школа будущего», который длился с 10:00 до 16:00 в третий день работы форума. Увлеченность процессом дает другое ощущение времени, которое «летит», а также раскрепощенность, от которой неожиданно говорится стихами. «Завершилась наша встреча. Все. Пока. Гасите свечи», – поставила точку участница мастер-класса в секторе «Активная школа», где разбитые на конкурирующие группы школьники составляли набор односложных характеристик к объемному понятию семья: детский сад, школа, день рождения, торт, спорт, чтение, кружки – список, понятное дело, можно продолжать еще долго. Главное, судя по разговору в кулуарах с заведующей отделом дополнительного образования института развития образования Ольгой Копаневой, развивать креативность – это ценный критерий оценки качества работы с детьми. И серьезный задел в преддверии креативной экономики – это когда слишком многое будет отдано на откуп роботам, а свободный от должностных обязанностей гражданин должен будет найти себе занятие сам. В подтверждение серьезности образовательного тренда я увидела на столах список необходимой литературы: замечательный Генрих Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗа), его блистательный сибирский последователь – ангарчанин Геннадий Иванов, по счастью и мне подаривший рекомендуемую книгу «Формулы творчества, или Как научиться изобретать». Как хорошо, что для нее наступило время, и как жаль, что вместе с людьми ушла возможность для наших молодых предпринимателей продуктивный ТРИЗ в рамках полезных региональных программ изучать, что еще раз подтверждает, что в любом деле главное – люди. А педагоги – так и вообще особая статья всегда была и будет. На форуме они делились по направлениям – у каждого свое, и проектным опытом – процесс этот по традиции на форуме налажен в режиме нон-стоп, а также результатами исследований и новыми технологиями. Участникам важно было успеть ухватить и узнать максимум. Плотная информационная среда, которую формирует программа форума, это учеба и экзамен экстерном - в полном соответствии с меняющимся временем. Здесь, на форуме и школьники и педагоги, как писала Марина Цветаева, «в плаще ученика», и было очень приятно на одном из уроков в секторе «Качественная школа», посвященном писателям-землякам, услышать про коллегу – светлой памяти Бориса Архипкина, трогательного человека и поэта, сумевшего вписать свою строку в литературную историю Прибайкалья. Особенность Форума «Образование Прибайкалья-2017» – триединство учителей, родителей и учеников, что позволяет получить другой взгляд на уж отформатированные вещи. Вовлечение в процесс образования родителей – современный тренд, получивший серьезное развитие на Московском международном салоне образования, который только что завершился в столице и выявил разницу между традиционным и новаторским отношением родителей к своей роли. Исполнительный директор ММСО Максим Казарновский, побывавший на прошлом прибайкальском форуме, оценил иркутскую площадку (при ее соперничестве с красноярской и новосибирской) как вполне готовую для переноса сюда мероприятий салона, а стало быть, и привлечения передового опыта и авторитетных специалистов образования в регион. Региональный форум работал по семи базовым направлениям жизни современной школы, в числе которых «Электронная школа», «Сельская школа», «Профессиональная школа», очень популярный сектор «Дошкольное образование». Подводя итоги работы секции «Безопасная школа», участники форума все вместе – родители, учителя и ученики - вывели на первый план не физическую и санитарно-гигиеническую защиту детей, что без сомнений, очень актуально сегодня, а психологическую. Тему так и назвали: дедовщина в школе, подцепив к ней по умолчанию целый комплекс и социальных, и культурных проблем. На фоне ошеломительного скандала в сетях, пусть и в черниговской, но русскоговорящей школе, где оголтелая Маша мутузила пинками девчонок на глазах у праздно наблюдавших «экшн» сверстников, которые потом «по приколу» выложили ролик в интернет, было понятно насколько сложна и тревожна тема, даже если на нее есть только намек. И дети, и родители, и учителя при ее решении скованные одной цепью, символом чего и стала она, разноцветная, изготовленная участниками квеста. Так выразили свое понимание современного процесса воспитания-образования будущие педагоги-студенты. – А вы пойдете после вуза работать в школу? – получили они вопрос, что называется, в лоб. – Мы должны пойти… на три года, – после короткой паузы и под дружный понимающий смех ответили девушки министру. Подтекст был понятен – работать в школе нынче сложно, не очень выгодно материально, но очень ответственно морально, и труд этот доблестный, но беспрерывно меняющий содержание, конечно же, не для всех. Уже можно развивать какие-то навыки виртуально, просто нажав пульт, как показали в секторе» Электронная школа», пригласив всех участников мастер-касса вслед за «мультяшным» физруком повторять танцевальные движения. Но роль личности в истории каждого школьника никто не отменял, и, глядя на победителей очного этапа конкурсов среди молодых педагогов образовательных организаций «Новая волна» и молодых руководителей «Дебют», понимаешь, что потребность в талантах, равнозначных Макаренко и Ушинскому всегда актуальна, несмотря на то, что в педагогике живут новые технологии. Да и школьники обучаются без отрыва от Instagram, Wiber, Telegram и «Вконтакте». Во всяком случае, пока они решали на форуме командные задачи: давали вторую жизнь полезному мусору, конструировали экодом, воспитывали грамотного потребителя – это задания квеста, многие так и не отрывались от смартфонов, ну а лидеры – их видно сразу – «везли» процесс на себе. – Какие они? – поинтересовалась я у педагога, наблюдавшего за «своими» в сторонке. – Закрытые в своих сетях, виртуальных сферах и селфи. До них надо достучаться, чтобы заинтересовать, – поделилась своей задачей преподаватель открытий Менделеева в школе. – Цифровые, – получила я еще один ответ в унисон. Но вопросы-то ставят не виртуальные, а очень даже земные: как нам найти путь к себе – сформулировала школьница тему на следующий форум министру образования Иркутской области Валентине Перегудовой. Современные дети боятся ошибиться с выбором. И оказывается, совсем не против, чтобы их учили задавать себе сложные вопросы и искать на них собственные ответы. Это очень пригодится им в будущем.
|
- Легализация азартной индустрии в Канаде: эксперты оценили современные реалии и экономические последствия
- В британской церкви стали проводить реслинг-проповеди
- Путешественник рассказал о странных традициях Южной Кореи
- Веганы убили собственного брата из-за курицы
- Технологии неандертальцев: учёные обнаружили древнюю «фабрику» клея