Неблагоприятные последствия эпохи «цифры», угрозы экономике и дефицит возможностей

ИА БайкалИнформ   
17.02.2023 13:49

В последние годы цифровые сервисы стремительно ворвались в разные аспекты жизни. Это привело к различным преимуществам для производства и экономики. Однако неравномерное распределение преимуществ от цифровизации, автоматизации и роботизации остаётся предметом непрекращающихся споров.

Процессы изменения жизни с переходом на «цифру» происходили в условиях значительных потрясений, как положительных, так и отрицательных. Неудивительно, что положительные стороны этих изменений часто отмечаются в отчётах политиков и владельцев корпораций, в то время как потенциальные негативные последствия цифровой трансформации могут быть завуалированы, а значит, не осознаваться должным образом.

Неблагоприятные последствия эпохи «цифры», угрозы экономике и дефицит возможностей

Некоторые эксперты полагают, что цифровизация многих процессов, как на производстве, так и в обыденной жизни, может, наряду с другими факторами, усилить существующие социальные разногласия, привести к усилению неравенства, а также способствовать, как бы парадоксально это не звучало, ограничению возможностей для многих людей.

Борьба с этими последствиями требует гибких подходов к регулированию со стороны политического руководства стран и руководителей компаний, а также систематического использования метрик в вопросах, связанных с технологической инфраструктурой, образованием и обучением. Политика цифровой трансформации должна учитывать требования экономики и социальных гарантий. Решение проблем требует большего внимания к участию и содействия по включению в цифровую экономику тех слоёв населения, у которых нет равных возможностей для участия в инновационных процессах.

В эпоху «цифры» дефицит доступа некоторых социальных групп к технологиям посреди изобилия возможностей для большинства поднимается исследователями как ключевой элемент неравенства. Существует проблема сокращения возможностей для социальной мобильности и продвижения по службе в различных частях мира. Возможно, для социальной и экономической стабильности регулирование новых технологий и услуг становится вопросом устранения источников несвободы доступа к инновационным разработкам последних десятилетий.

Сейчас онлайн-сервисы, платформы и программные продукты для автоматизации процессов находятся в центре трансформационных изменений, которые привели к смене парадигмы в бизнесе и обществе. Тенденции, отражающие расширенное внедрение средств автоматизации, глобальную цифровизацию и роботизацию производства, проявляются в широком спектре новых технологий. Ключевой аспект этих изменений связан с обработкой больших потоков данных. Современные технологии способствуют широкому распространению разносторонней информации, включая сервисы для быстрого общения миллиардов людей по всему миру. По состоянию на апрель 2022 года пять миллиардов человек были активными пользователями Интернета, из них около 4,65 миллиарда являются пользователями различных социальных сетей.

В бизнесе цифровая трансформация включает в себя ряд основных принципов, в том числе гибкость, проявляющуюся в динамических сетевых бизнес-процессах, сокращение времени выполнения задач. Автоматизация даёт большие возможности настройки различных операций для повышения эффективности, возможность оценивать данные в больших масштабах и создавать более адаптируемые организационные структуры (например, связывать в режиме реального времени логистику склада с программой бухгалтерского учёта). Инновационные технологии могут привести к новым достижениям в плане долгосрочного повышения эффективности и производительности во многих отраслях человеческой деятельности. Затраты на транспорт и связь снизятся, логистика и глобальные цепочки поставок станут более эффективными, а стоимость продукции для многих людей снизится. Такие перспективы позволят открывать новые ниши на рынках сбыта и, по мнению некоторых специалистов, должны будут способствовать экономическому росту.

Цифровая экономика также подчёркивает растущую деловую важность и ценность информации. Надо помнить, что для многих компаний к ним относятся и другие нематериальные активы. Это, в свою очередь, свидетельствует о смене доминирующих моделей производства и эксплуатации бизнеса на модели, предполагающие значительное использование цифровых инструментов. Нематериальные активы способствовали заметным, но малоизученным изменениям в деловой практике. Эта трансформация, вероятно, только усилится в современную эпоху. Пандемия COVID-19 ускорила тенденции автоматизации и цифровизации.

Нехватка возможностей доступа к новым технологиям может проявляться в ряде областей, включая отсутствие безопасности или доступа к образованию (в том числе в результате существующих моделей финансирования образования). Косвенно затрагиваются такие сферы, как продовольственное благополучие, доступное жилье, здравоохранение и другие предметы первой необходимости. Для трудящихся низкой квалификации есть угроза потерять работу из-за перекоса востребованности на рынке труда, что автоматически влечёт отсутствие многих доступных возможностей. Низкая заработная плата будет являться причиной недостаточного пенсионного обеспечения. Неспособность оперировать компьютерными технологиями у той прослойки населения, которая слабо в этом разбирается, влечёт для таких людей повышение уровня задолженности, в том числе по кредитам, взятым на финансирование образования. Даже ограничение доступа к цифровому финансированию, на выгодных условиях, делает таких людей беднее. Нехватка возможностей способствует усилению экономической и финансовой нестабильности для более чем трети россиян в годы, предшествовавшие пандемии COVID-19. Эта закономерность очевидна и в других частях мира.

Отсутствие доступа к широкополосной связи, как и другие характеристики цифрового разрыва способствуют ограничению экономических возможностей и могут также отражать систематические социальные лишения, нехватку знаний и невозможность пользования общественными социальными программами. Полный доступ к возможностям цифровой экономики требует доступа к инструментам, облегчающим участие человека – здесь подразумевается недорогой широкополосный доступ к интернету и доступность устройств (в основном сейчас это смартфоны). Цифровой разрыв – это глобальная проблема, вызывающая озабоченность, которая может проявляться по-разному в различных контекстах.

Пандемия COVID-19 выявила основные особенности дифференциального воздействия цифровой экономики, а также очевидные проблемы цифрового разрыва для различных категорий граждан. Для компаний эти факторы оказались важнейшими показателями для восстановления. Например, среди «продвинутых» цифровизированных компаний наблюдалось быстрое двунаправленное восстановление после окончания пандемийных ограничений. В таких организациях работники, как и сами компании, быстро вышли из экономического спада. А вот те фирмы, которые вовремя не смогли адаптироваться и интегрировать в свои процессы варианты цифрового взаимодействия, так и остались «погрязшими в глубоком упадке». Самое печальное, что впереди у них неопределённый путь – развитие или деградация, так как за это время произошла кардинальная цифровизация многих бизнес-процессов. Быстрее всего восстановились компании с хорошо образованными работниками – как правило, это были предприятия, плотно связанные с цифровыми технологиями (эксплуатирующие их сами или обеспечивающие потребности заказчиков цифровых услуг). В сегменте сферы бытового обслуживания населения и торговли быстрее всего восстановили свой уровень прибыльности те компании, которые расположены в регионах с высокотехнологичными городами. Предприятия же из регионов с низкооплачиваемыми работниками, у которых меньшее количество дипломов – до сих пор находятся на кривой стагнации. Такая же участь постигла старые предприятия, которые вовремя не провели модернизацию оборудования, а также регионы, получающие основной доход от туризма. Таким образом, пандемия COVID-19 усилила существующие тенденции цифрового разрыва между странами, регионами, отраслями и работниками. Выросло расслоение между теми, кто имеет доступ к смартфонам, компьютерам, интернету, и теми, кто не имеет такого доступа: между богатыми информацией и бедными информацией.

«Цифровой разрыв» никогда не бывает только цифровым – его последствия проявляются везде, где принимаются политические и экономические решения. Кроме того, не менее важно учитывать, как цифровое неравенство может изменить распределение других ресурсов, присущих социальному пространству и обществу. Если имущие всё чаще совершают покупки в интернете, а неимущие — в «реальном оффлайновом пространстве», распределение товаров, услуг и моделей занятости в реальном мире, вероятно, изменится, а вместе с ним и распределение всех видов деятельности, которые связаны с коммерцией в повседневной жизни. Многие аспекты цифровых технологий улучшают качество жизни. Другие аспекты цифровой экономики могут вызывать беспокойство. Преимущества технологий цифровой эпохи и их побочные эффекты распределяются неравномерно, что имеет серьёзные последствия для развития.

Новости о всякой всячине

 

О жизни в Китае рассказ

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок