О возможностях композитных материалов рассказали специалисты

Наталья Кичатинова   
03.08.2023 07:57

В наше время композитные изделия активно используются во многих сферах промышленности и не только. Многие называют композит «материалом будущего», и в этом броском прозвище есть своя истина.

На поверхности суть композита проста – это любой материал, сделанный из более чем одной составляющей. Если же копнуть глубже, можно обнаружить, что просто объединение двух случайных материалов ни к чему не приведёт. Для создания качественного композитного материала нужны не только подходящие составляющие, но и грамотная технология производства, способная превратить несколько различающихся компонентов в единую, рабочую систему.

Современный композит зачастую состоит из двух элементов: волокна и матрицы. Волокно производится из стеклянных, углеродных, органических и других веществ, а матрица – из смол и термопластичных полимеров.

Матрица играет роль «скелета», обеспечивающего монолитность готового материала и равномерно распределяющего любое напряжение. А вот само напряжение берут на себя волокна. Они становятся армирующим элементом композита, обеспечивая прочность и жёсткость материала. Впрочем, такого описания будет недостаточно, ведь композитный материал может состоять из огромного количества разнообразных элементов, не говоря уже о различных добавочных пигментах и загустителях.

К тому же в процессе производства композита используются сложные технологии и дополнительные материалы вроде жертвенного слоя, который устраняет необходимость в зачистке и подготовке изделия для дальнейшей сборки.

Главным преимуществом композитных материалов можно назвать их универсальность. Композит можно изначально разработать под конкретные нужды, подгоняя характеристики используемых компонентов. Какие-то материалы стойко переносят высокие температуры и большие нагрузки, другие обладают высокой гибкостью, а третьи становятся отличной электроизоляцией.

Вся космическая техника разрабатывается с использованием композита, который способен выдержать крайне высокие и низкие температуры. Обшивки самолётов и части их двигателей создаются из высокопрочных композитных материалов. В автомобилестроении также активно применяют композиты для облегчения кузова и других элементов машины.

Этот список можно продолжать бесконечно, ведь потребность в композитных материалах, обладающих неестественным и эффективным сочетанием физических свойств, растёт с каждым днём. Композиты развиваются вместе с новыми открытиями в физике и химии, так что со временем мы вполне можем полностью перейти на универсальные материалы, способные справиться с любой задачей без особых трудностей.

Новости о всякой всячине

 

Леонид Корытный - о проблемах Байкала

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок