Представители религиозных конфессий - о введении в школьную программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

02.11.2012 17:12

1 ноября в Иркутске в формате круглого стола была проведена встреча на тему «Религия. Этические вопросы в современном обществе». В мероприятии приняли участие представители крупнейших религиозных конфессий в Иркутской области, а также студенты иркутских вузов.

По словам модератора круглого стола, доцента кафедры отечественной истории истфака ИГУ Александра Кострова, встречи подобного формата должны стать нормой для российского общества, которое заинтересовано в развитии толерантности. Встреча проходила в формате «вопрос-ответ». Начало встречи было посвящено введению в школьную программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Религиозным деятелям было предложено ответить на вопрос «что такое этика с точки зрения вашей конфессии, и в чём её отличие от светской этики?»

Настоятель Свято-Троицкого храма села Хомутово, протоирей Вячеслав Пушкарёв заверил аудиторию, что светской этики не существует.

– Этика в любом случае имеет корни в религиозных принципах того или иного народа, который проживает на конкретной территории. Этика происходит из религиозного начала. И когда появляется атеизм, то есть, так называемое «светское начало», то это светское начало хоть себя и позиционирует нерелигиозным, но пользуется наработками религии. Поэтому вне религии этики быть не может. А та, что есть – это «кастрированная» религиозная этика.

- В сколько-нибудь серьёзных философских работах словосочетания «светская этика» не встречается, – пояснил протоирей Владимир Килин. – У нас государство – светское. Светское означает, что отношения государства и религии выстраиваются в правовом поле. Есть понятие «нерелигиозная этика». Серьёзные религиозные мыслители и философы оперируют понятием «нравственность». А это совсем другое. Это та часть этики, которая существует непосредственно в человеке по природе. Это совокупность общечеловеческих начал. Поэтому обсуждать, в чём разница религиозных культур, не имеет смысла. Что касается собственно религиозных практик, никакого диалога быть не может. «Хрислам» невозможен. А вот этические и нравственные проявления могут обсуждаться. Так вот, цель введения предмета «основы религиозных культур» как раз в ознакомлении с существующим религиозным культурным опытом различных вероисповеданий.

Отвечая на вопрос «как вы относитесь к «коллегам» из других религиозных организаций», протоирей Вячеслав Пушкарёв заверил аудиторию, что православная церковь предоставляет возможность спастись всем:

– И грешникам и праведникам. А потому мы имеем добрейшие отношения между собой. Но с точки зрения религиозной догматики, каждый из нас представляет себя как носителя единственно верного учения. А все остальные учения считаются заблуждениями. Поэтому мы придерживаемся охранительной тактики, которая называется «догматическое богословие» или «каноническая правда» - она координирует наши движения внутри мира, наполненного другими религиями, подсказывает нам ту степень толерантности, которую мы можем допустить и ту степень дружественной взаимопомощи, которую мы можем разделять с этими людьми. И согласно этому внутреннему нашему «корпоративному» убеждению мы и живём в этом мире в окружении всех остальных религий. При этом между нами существует конкурентное напряжение. Мы, конечно, боремся за души каждого отдельного человека. Мы переживаем, когда человек переходит в иную религию, поскольку мы считаем, что наше учение является единственно верным. Но мы ни у кого не отнимаем этого права. Потому что каждый человек имеет свободу воли.

Также на встрече прозвучал вопрос об отношении религиозных деятелей к принятию закона о защите чувств верующих. Генеральный викарий католической епархии Святого Иосифа, отец Александр Сек выразил полную поддержку новому закону.

– Конституция Российской Федерации гарантирует право на соблюдение прав человека. Когда мы говорим об оскорблении религиозных чувств, мы говорим о нарушении прав человека. Принятие закона о защите прав граждан кажется естественным. За нарушение прав закон предусматривает определённое наказание. Поэтому закон правильный, ведь он защищает граждан РФ.

Несмотря на то, что модераторы пресекали любые дискуссии, встреча продолжалась более двух часов. За это время православные, католические, лютеранские священники, а также представители ислама, буддизма и иудаизма успели ответить на вопросы об отношении конфессий к молодёжи и женщинам, сектам и ультра-религиозным течениям. По итогам круглого стола духовные лица выразили надежду на продолжение общения с молодёжью в любом удобном формате.

 

Леонид Корытный - о проблемах Байкала

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок