Уникальная икона "Распятие" передана Иркутскому музею декабристов

Ольга Шарипова   
14.10.2014 14:16
Иркутскому музею декабристов передали в дар икону «Распятие», которая была найдена в 1975  году в доме декабриста Петра Гормницкого в селе Бельск Черемховского района. Икона датирована началом-серединой XIX века, предположительно написал её сам Пётр Громницкий.
Поручик Пензенского пехотного полка Пётр Громницкий с 1824 года состоял в «Обществе соединенных славян». После подавления выступления декабристов 26 января 1826 года был признан государственным преступником и приговорён по второму разряду к политической смерти, лишению чинов и дворянства и к 20 годам каторжных работ.

Находясь в заключении, сменил ряд крепостей, в 1828 году был отправлен в Сибирь, в декабре 1835 года освобождён от каторги и направлен на поселение в Бельск. С детства имея талант рисования, писал иконы для местной церкви, таким образом зарабатывая себе на жизнь. Скончался в госпитале Иркутского солеваренного завода в селе Усолье, где и был похоронен. Дом Громницкого в Бельске не сохранился.

Икону нашли в ходе работы поискового отряда Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в тогда ещё существовавшем доме декабриста. В 1975 году была проведена фотофиксация памятника и были предприняты шаги к его сохранению. Что касается иконы, то она была написана в той же манере, что и росписи в горнице дома. Исследователи предположили, что икона написана декабристом Громницким. На просьбу продать икону, хозяева дома ответили отказом, и только спустя несколько лет её удалось выменять на икону с ликом Святителя Иннокентия.

Икона «Распятие» – деревянная, размером 40 на 50 см. Каноническое «Распятие» представлено на иконе в следующем виде: в центре распятый Иисус, на полях тринадцать апостолов и Божья Матерь. «Портреты» апостолов заключены в рамки-медальоны, перевитые виноградными гроздьями. Лики апостолов хорошо сохранились. Теплые живые краски, разнообразие типов наводят экспертов на мысль, что художник рисовал с натуры.

Интересно, что при написание иконы было сделано отступление от канонов: апостолов тринадцать, а не двенадцать, кроме того, иконописец изменил некоторые их имена. Также внимание привлекает изображение виноградной лозы, которое ничего общего не имеет с формой виноградного листа в природе, но очень сходно с изображением листьев на потолке горницы дома декабриста. Темно-красные гроздья винограда чуть выделяются на коричневом поле иконы. Манера изображения кистей винограда сходна с той, которую зафиксировали исследователи дома Громницкого. В одной манере выполнены также окантовка медальонов на иконе и изображение шнура с кистями на потолке. Все факты указывают на то, один человек писал и кону и  делал росписи в горнице дома декабриста.

По информации пресс-службы музея
 

Владислав Толстов - книжный рецензент

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок