Гауптвахта для автомобиля

Алексей ПЕТРОВ, директор Иркутского института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского   
10.12.2012 11:53



Все мы – даже те, кто не имеет четырехколесных друзей – хорошо знаем и помним, что одним из самых неприятных моментов для автовладельца является столкновение с работой автомобильных эвакуаторов. Этот, что называется, неловкий момент, когда ты выходишь из магазина, а твою машину забирают и увозят в пока еще неизвестном направлении.


Недавно состоявшееся принятие и вступление в силу областного закона «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств на территории Иркутской области» должно стать для владельцев автомобилей приятным событием – как минимум, в том смысле, что оно предвещает больше порядка и определенности в работе эвакуаторов и штрафстоянок. Помимо этого, в скором будущем будут изданы областные нормативные акты, которые урегулируют многие нюансы применения закона.

Главным действующим лицом в исполнении закона будут специализированные организации – именно они получат право заниматься эвакуацией задержанных машин и именно они будут отвечать за их сохранность. Делать это может любая организация или даже предприниматель, но при условии, что у нее или у него есть имущество для погрузки, перемещения и хранения задержанного транспорта – в первую очередь собственно эвакуаторы, а также оборудованная спецстоянка (более известная как штрафстоянка). Полный перечень такого имущества будет утвержден областным Правительством – проект правового акта по этому вопросу уже готовится. Реестр специализированных организаций, а также перечень мест, где располагаются штрафстоянки, будут размещаться в Интернете.

При эвакуации, хранении и возврате задержанных автомобилей возникает немало вопросов, которые могут решаться только при взаимодействии между организацией – «эвакуатором», органами ГИБДД и областными властями. Поэтому закон предписывает заключение трехсторонних соглашений между ними. Не заключив такого соглашения, нельзя получить статус специализированной организации.

Законом оговорены случаи, когда автомобиль может быть перемещен на штрафстоянку. Как известно, чаще всего это случается, когда машина управляется без документов, припаркована в неположенном месте или имеет неисправные тормоза, руль или неисправного – то есть нетрезвого – водителя. На практике возможны спорные ситуации – например, хозяин машины оставил ее там, где запрещена стоянка, и, вернувшись, увидел, как его автомобиль погружают на эвакуатор. В таких случаях, когда машину можно отогнать в разрешенное место – и вообще, когда, говоря языком закона, причина задержания автомобиля может быть устранена до начала движения эвакуатора – машина должна остаться на месте, и перемещать ее на штрафстоянку нельзя. Даже если машина уже погружена на эвакуатор, она должна быть снята с него. Бесплатно, естественно.

Если машина все-таки попала на «гауптвахту», то копия акта приема-передачи, подписанного сотрудником ГИБДД и представителем организации – «эвакуатора», в течение суток после задержания автомобиля должна быть передана его собственнику, владельцу или любому другому лицу, которое имеет право им управлять. Этому же лицу передаются фотографии, которые делаются до начала эвакуации, если на машине имеются повреждения, – чтобы защитить владельца штрафстоянки от необоснованных претензий со стороны владельца машины. В любом случае вся ответственность за сохранность автомобиля и вещей, которые находятся внутри него, лежит на организации или предпринимателе, которые этот автомобиль эвакуировали и хранили на стоянке.

Даже когда автомобиль находится на штрафстоянке, собственник автомобиля остается его собственником. Поэтому закон говорит о том, что ему должен быть обеспечен доступ к тому, что находится в салоне или багажнике машины – это имущество можно оттуда забрать.

Перемещение и хранение транспорта на штрафстоянках рассматривается как платная услуга – такова позиция федерального законодателя. Поэтому исполнительный орган, которому такие полномочия будут предоставлены Правительством Иркутской области, должен будет установить размер платы за такую услугу. Однако такая плата взиматься не будет, если производство по делу о нарушении правил дорожного движения будет прекращено, скажем, по причине отсутствия состава правонарушения или в связи с тем, что нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости.
Полноценная реализация областного закона об эвакуаторах начнется после того, как будут приняты и вступят в силу все предусмотренные им областные нормативные акты. Однако уже сейчас ясно, что «успех» этого закона во многом зависит от того, как будет организовано взаимодействие между всеми участниками процесса – специализированными организациями, ГИБДД, областными органами и, конечно, автолюбителями. От законопослушности последних зависит, будет ли закон применяться вообще: не будем оставлять машины, где придется, – и тогда штрафстоянки будут пустовать.

 

  • Коротко об авторе. Алексей Александрович ПЕТРОВ родился в 1976 году в Иркутске. Окончил с отличием юридический факультет Иркутской государственной экономической академии (ныне – Байкальский государственный университет экономики и права). С сентября 2009 года – директор Иркутского института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. Кандидат юридических наук, автор более ста публикаций по вопросам конституционного, избирательного и муниципального права.
 

О жизни в Китае рассказ

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок