Законодательные итоги 2012 года, или «Оскар» присуждается…

Алексей ПЕТРОВ, директор Иркутского института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского   
29.01.2013 09:53

В начале года принято подводить итоги году прошлому. Вспоминать яркие события – как позитивные, так и не очень, составлять их списки, а также отмечать тенденции, которые могут проявиться в наступившем новом году. Такие обобщения делаются во всех сферах жизни, в частности, оценивается и политическая жизнь, и экономический календарь, и сфера правовая здесь не является исключением. Почему бы не попробовать оценить федеральные законы, принятые в России в течение 2012 года – благо, их было целых 334 – и не распределить самые заметные из них по определенным признакам, наподобие номинаций при вручении киношного «Оскара»? Замечу только, что нижеследующие размышления – это исключительно мои размышления, которые не претендуют на полноту и объективность и никак не свидетельствуют о моей политической ангажированности. Как говорится, что вижу – о том и говорю.

 

Начать, наверное, стоит с самого перспективного закона года. Несмотря на все то, что выдавал принтер в Государственной Думе в течение 2012 года, позитив там тоже явно был. Рискую услышать немало брезгливых «пфе!», особенно со стороны типа-оппозиционной общественности, но самыми перспективными – в смысле позитивных перемен, которые могут наступить в стране и стремление к которым было хотя бы заявлено при их принятии – были законы о власти. В их числе – законы об упрощении условий создания политических партий, об отмене сбора подписей для партийных списков и партийных кандидатов на выборах всех уровней, о восстановлении института губернаторских выборов, о запрете проведения выборов по партийным спискам в небольших муниципалитетах, а также о новом порядке формирования Совета Федерации. Даже при том, что эти законы несвободны от различных дефектов и спорных положений, они все же направлены на некоторую демократизацию системы власти (хотя бы формально – ибо иногда уже не до хорошего, как говорится).

 

Самым спорным законом 2012 года, вызвавшим наиболее острую полемику в обществе, я бы назвал непринятый пока закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств. Не является секретом то, что градус религиозных и околорелигиозных (а иногда и антирелигиозных) настроений в современной России достаточно высок. На таком фоне закон, явно направленный на защиту лишь одной из сторон этого крайне сложного диалога, просто не мог быть воспринят однозначно. Он получил действительно полярные оценки – от полного неприятия до бурных восторгов и даже обвинений в излишней слабости.

На номинацию «Законодательный фантом года», где отмечаются законы, не рассчитанные на массовое реальное применение, претендует пакет законов о введении механизма контроля за расходами чиновников. Согласно этим законам, контролю подлежат сделки на сумму, превышающую общий доход должностного лица и его супруга (супруги) за три последних года по каждой отдельной сделке. Таким образом, например, скромный мэр города может в течение года купить престижный автомобиль, земельный участок, дом и коллекцию картин, каждый раз заплатив по два – два с половиной годовых дохода, и эти сделки контролю подвергаться не будут.

Самым недооцененным законом 2012 года я бы назвал закон о едином дне голосования. Во время принятия этого закона основные споры шли собственно по поводу правила о проведении голосования на всех выборах в единый день – второе воскресенье сентября. Однако за кадром осталось нечто куда более важное, а именно положение о том, что избирательные участки должны теперь образовываться не каждый раз под конкретные выборы, а сроком на пять лет для всех видов выборов сразу. Соответственно, участковые избирательные комиссии, то есть низовое, базовое звено избирательной системы, будут формироваться также на пятилетний срок и действовать, фактически, на постоянной основе. Это потребует серьезной и ответственной работы по подготовке необходимых кадров, причем не только со стороны вышестоящих избирательных комиссий, но и со стороны политических партий.

Ситуация с новым Гражданским кодексом претендует, к сожалению, на статус законодательного провала года. В 2012 году Федеральное Собрание начало рассмотрение этого законопроекта, который был внесен Президентом Д.А. Медведевым десять месяцев назад. Закон не только до сих пор не принят – он раздроблен на фрагменты и будет приниматься по частям. То есть, несмотря на выраженную Президентом позицию (он же внес законопроект!), дискуссии по его концепции вовсе не прекращены и, похоже, носят не вполне управляемый характер. Эта законодательная инициатива являлась одной из наиболее ожидаемых и востребованных в 2012 году, но она, по сути, не реализована.

Закон о черном списке интернет-сайтов заслуживает внимания как самый непредсказуемый закон 2012 года (с точки зрения своих последствий). Принятый со вполне благими целями создания безопасной для детей информационной среды, этот закон привел к разговорам о возможном удалении мультфильма «Ну, погоди!» из сетки вещания канала РТР, к попытке закрытия всей громадной интернет-библиотеки «Либрусек» по причине обнаружения в одной из ее книг описания конопляного супа, а также к маркировке обычных новостных сайтов знаком «18+».

Самым скандальным законом года, наиболее резко воспринятым в обществе, может считаться «закон Димы Яковлева», в соответствии с которым был установлен запрет на усыновление российских детей гражданами Соединенных Штатов Америки. Изначально проект этого закона, внесенный в Госдуму, такого запрета не содержал и рассматривался лишь как ответ на американский закон о «списке Магницкого», потому что предусматривал ведение списка граждан США, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию. Однако об этой цели закона быстро забыли и уже не вспоминают, заменив ее темой защиты детей.

Самым загадочным законом года из числа принятых в 2012 году я бы назвал закон об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации… за 2004 год. Почему этот закон, внесенный еще в позапрошлом созыве Государственной Думы, был принят спустя семь с лишним лет, является большой загадкой – для меня, по крайней мере. В материалах по законопроекту, которые можно найти на интернет-сайте Госдумы, нет ничего, что объяснило бы такой неимоверно длинный срок принятия «дежурного», в общем-то, закона. В стенограмме думского заседания, на котором документ был одобрен в третьем, окончательном, чтении, лишь скромно замечено, что его принятие «к сожалению, затянулось».

Звание самой смешной законодательной идеи года отдаю предложению одного из депутатов Государственной Думы, который, как он сам пишет в пояснительной записке к своему законопроекту, предлагает «вернуться к традиции увековечивать в истории имя автора закона», для чего «предлагается при официальном опубликовании закона указывать субъекта законодательной инициативы, внесшего данный законопроект на рассмотрение Госдумы». И действительно – какая разница, какой закон, плохой или хороший? Пусть страна знает своих героев! И «героев» – тоже.

Самый позитивный закон года, наиболее благоприятно встреченный обществом… А вот здесь мне становится грустно, потому что я такого закона вспомнить не могу. В 2012 году законодательная деятельность Государственной Думы и Совета Федерации воспринималась в большей степени в свете разного рода конфликтов и споров, нежели как источник положительных общественных настроений. Поэтому мне думается, что уже одно лишь изменение этой нехорошей тенденции в 2013 году станет большим достижением.

Ну и, наконец, – самая важная номинация импровизированного законодательного «Оскара». «Закон года» – самый важный закон по содержанию и последствиям для развития нашей страны. Здесь – на мой, опять-таки, субъективный взгляд, – есть два явных победителя. Первый из них – это новый федеральный закон об образовании, принятый после длительного, обстоятельного общественного обсуждения и активных парламентских дискуссий. О том, какое значение имеет образование в современном мире, наверное, нет нужды говорить отдельно. Поэтому значимость названного закона поистине невозможно переоценить – все его содержание, с достоинствами, недостатками и спорными положениями, неизбежно скажется на будущем России. Второй же закон, который может с полным правом считаться «законом года», ратифицировал вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, что явилось – независимо от того, оценивать ли это событие позитивно или как угрозу – самым важным шагом по интеграции России в мировую экономическую систему.

  • Коротко об авторе. Алексей Александрович ПЕТРОВ родился в 1976 году в Иркутске. Окончил с отличием юридический факультет Иркутской государственной экономической академии (ныне – Байкальский государственный университет экономики и права). С сентября 2009 года – директор Иркутского института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. Кандидат юридических наук, автор более ста публикаций по вопросам конституционного, избирательного и муниципального права.
 

Сергей Шмидт - серия колонок

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок