Круглый стол «Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: инвестиционные возможности и барьеры» прошел 13 сентября в рамках VII БЭФ. «Байкал – это уникальная в мировом масштабе рекреационная площадка. Это место привлекает любителей эко-туризма со всего света, поэтому мы уверенно начинаем стабильную работу с командой профессионалов из ОАО «ОЭЗ», которая позволит реализовать наш масштабный проект», – отметил председатель совета директоров компании «Rusresorts» Петр Шура. В своем докладе на тему «Стратегия превращения озера Байкал в крупнейший эко-курорт в Азии», Петр Шура сообщил, что, при положительном взаимодействии властей и частных инвесторов, «мы имеем возможность достигнуть уровня пяти миллионов туристов в год за семь-десять лет». Эксперт отметил при этом, что на сегодняшний день «Иркутская область и Бурятия действуют разобщенно».
Член наблюдательного совета ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Алтайского района Алтайского края Федор Леонов сообщил, что «решить задачу развития туристической индустрии возможно лишь в условиях государственно-частного партнерства. ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» представляет пример реализации этого партнерства в сфере туризма. Предполагается, что инженерная и транспортная инфраструктура будет создана за счет государства (строительство дорог, энергосети, котельной и других объектов), а туристическая – за счет частных инвесторов».
Генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Олег Костин выразил мнение, что туристические особые экономические зоны находятся на пороге инвестиционного роста: «Сейчас мы создаем инфраструктурный фундамент, на котором будут реализованы инвестиционные проекты частного бизнеса». Олег Костин также отметил, что интерес частных инвесторов к проекту значительно повысился, однако на сегодняшний день фактические инвестиции отстают от запланированных. В трех субьектах Федерации, где расположены самын активнын особые экономические зоны – Республике Бурятии, Алтайском крае, Республике Алтай – сейчас ведется строительство 49 объектов, 17 из которых планируется сдать в эксплуатацию до конца года. «Речь идет о строительстве дорог, мостов, инженерных сетей и коммуникаций», – поясняет руководитель ОАО «ОЭЗ».
Заместитель генерального директора по развитию и работе с инвесторами ОАО «ОЭЗ» Вадим Дубовик отметил, что для увеличения количества потенциальных и уже реализованных частных инвестиций, модель развития туристических зон требует анализа и доработки. «Разработчики инфраструктурного проекта для его масштабной реализации должны сотрудничать с «практиками» – игроками рынка, способными систематизировать мировой опыт создания высокотехнологичных курортов, адаптировать эти знания с учетом российских реалий, реализовать это проект», – заявляет генеральный директор компании-резидента в ОЭЗ «Байкальская гавань» «Rusresorts» Петр Шура.
Создание внешней инфраструктуры – важный источник для повышения инвестиционной привлекательности российских ОЭЗ, считает заместитель директора Департамента ОЭЗ и проектного финансирования Минэкономразвития России Татьяна Балмышева: «Для продолжения успешного развития проекта необходимо обеспечить строительство и реконструкцию объектов внешней инфраструктуры на прилегающих к ОЭЗ территориях – аэропортов, дорог, что улучшит транспортную доступность в ОЭЗ». Татьяна Балмышева отметила, что сейчас строительство этих объектов ведется в основном за счет федеральных целевых программ. При этом финансирование этих объектов в рамках ФЦП не синхронизировано с потребностями ОЭЗ и их инвесторов. «Одна из задач, которую мы будем совместно решать с другими органами государственной власти – формирование комплексных планов развития инфраструктурного окружения ОЭЗ», – отмечает Татьяна Балмышева.
Еще одна проблема реализации инвестиционных проектов – сложности в привлечении заемного финансирования для отдельных проектов . «Новым направлениям нашей деятельности станет целенаправленная работа над снижением проектных рисков и улучшением кредитного профиля наших резидентов», – отмечает Вадим Дубовик. При этом, как отмечает начальник управления проектного финансирования ООО «Транскредитбанк» Игорь Лейко, финансовым институтам было бы интересно участвовать в капитализации комплексных проектов развития территорий, системно финансируя проекты резидентов, заранее установив для них единые критерии и процедуры финансирования.
«Другой важный аспект – формирование принципов отношений резидентов внутри территорий, обеспечивающих взаимные юридические и финансовые обязательства сторон по реализации заявленных ими проектов», – отмечает эксперт.
Реализация проектов туристических зон связана с решением транспортных проблем, сдерживающих развитие внутреннего туризма: «Требуется снижение доли транспортных расходов в цене путевки. Например, из-за высокой стоимости авиабилетов цены путевок на Байкал иногда превосходят стоимость туров в Турцию, Таиланд», – считает директор компании «Байкал-комплекс» Юрий Немировский. Однако, как сообщил Вадим Дубовик, ОАО «ОЭЗ» сможет выстраивать системную работу с туроператорами и авиаперевозчиками после того, как отдых в ОЭЗ станет массовым явлением, когда обеспечатся максимальные гарантированные потоки посетителей. Это сделает возможным запуск чартерных рейсов. «Кроме того, мы считаем, что проведение федеральных и региональных фестивалей на площадках ОЭЗ позитивно влияет на интенсивность потока туристов и имидж ОЭЗ», – подчеркнул Вадим Дубовик.
«Крайне важно при этом выработать механизм обеспечения обязательств ОАО «ОЭЗ», региональных и федеральных властей по проведению имиджевых мероприятий на данных территориях», – также отметил начальник управления проектного финансирования ООО «Транскредитбанк» Игорь Лейко.
Эксперты прокомментировали журналистам мысль о несовместимости ОЭЗ «Ворота Байкала» в Слюдянском районе Иркутской области с наличием на ее территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Как сообщили Петр Шуба и Вадим Дубовик, «компания-резидент не в состоянии решить проблему Байкальского ЦБК». Однако эксперты не выразили опасений по поводу снижения потока туристов из-за действующего комбината: «Чем быстрее будет введен в эксплуатацию объект, тем больше людей будет там работать. Альтернативы этому нет».
Заметим, эта точка зрения находится в резком противоречии с другой, широко распространенной в Приангарье. Так, например, о категорической несовместимости туристических перспектив с БЦБК было заявлено на прошедшем 10 сентября в Иркутске круглом столе на тему «Судьба моногородов на примере Байкальска. Возможности и пути развития».
- Все мы были свидетелями того, как после остановки БЦБК в 2008 году в Байкальске началось активное строительство турбаз и гостиниц, появилась надежда на формирование настоящей туристической инфраструктуры. Однако практически все проекты были свернуты в 2010-м, сразу после второго запуска комбината. Предприниматели просто бросили начатые объекты, понимая, что вложения в этой ситуации бессмысленны, - отмечает член Восточно-Сибирского политологического клуба, байкальчанин Дмитрий Агафонов.
Справка: ОАО «Особые экономические зоны» – управляющая компания, в ведении которой находятся 24 действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Четыре ОЭЗ специализируются на развитии промышленного производства, четыре на технологических инновациях, тринадцать на развитии туристско-рекреационного бизнеса, три – на развитии портово-логистических и транспортных узлов. Компания «Rusresorts» является крупнейшим инвестором туристско-рекреационных ОЭЗ. Компания планирует построить в ОЭЗ «Байкальская гавань» всесезонный горнолыжный курорт международного уровня «Байкал». Объем инвестиций Rusresorts – 32 миллиарда рублей. На сегодняшний день в профиль компании входят более десяти проектов по развитию туристической инфраструктуры России, как заявляется, среди них один из наиболее приоритетных – горный курорт на Байкале.
|