Случилось так, что в течение этого года было выполнено три проекта по организации деятельности особо охраняемых территорий у Байкала, направленные как на сохранение биотического и ландшафтного разнообразия, так и на формирование инфраструктуры и системы посещения природных территорий. Проекты осуществлялись при участии Института географии СО РАН и касались трех заповедников - Баргузинского, Байкальского и Байкало-Ленского.
В последние годы проблема доступности заповедных территорий для посещения усиленно артикулируется руководством Министерства природных ресурсов, пытающихся слепо перенести в нашу страну то, что они видят в своих постоянных визитах на зарубежные охраняемые территории. Однако при общей невнятности чиновничьих деклараций, оказались выделены значительные бюджетные деньги на проектную работу, которыми в конкурсном отборе и удалось воспользоваться ученым для проведения исследований. Переход государственного природного заказника федерального значения «Фролихинский» в статус подразделения государственного природного биосферного заповедника «Баргузинский» в 2009 г. потребовал разработки проекта организации деятельности заказника по сохранению и использованию природных комплексов. Для нового руководства заповедника важно было наряду с обоснованием природоохранных задач выполнение функционального зонирования уникальной территории и получение предложений по созданию системы доступа к природным территориям, которые декларируются статусом озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
В основу организации деятельности в рамках действующего законодательства поставлены три концептуальных положения: достаточность бюджетного финансирования, наличие строгих границ и отсутствие противоречий в землепользовании, подчиненность территории единственному ведомству, а также три новых для рассматриваемой территории принципа:
– организация деятельности по сохранению природных комплексов, соответствующая известным природоохранным технологиям зарубежных национальных парков, подобных по удаленности, автономности и труднодоступности; – использование данных мониторинга состояния природной среды для перехода в рамках функционального зонирования от оценок уровня антропогенных нагрузок к оценкам приемлемого состояния природной среды; – уведомительная (на базе сетевых информационных технологий) система получения доступа на природные территории, который логично дополняется обязательностью сопровождения посетителей гидом-проводником – постоянным или временным сотрудником заказника, оказывающим платные услуги по обеспечению безопасного и гарантированного посещения выбранной экскурсии или тура.
Основной целью рекреационной деятельности заказника на первом этапе должно стать достижение уровня самоокупаемости, а на следующих этапах - выход на уровень получения доходов с учетом следующих предпосылок и условий: – современное устойчивое состояние природных комплексов в определяемых классах соответствия, наличие ограниченного числа мест входа на территорию заказника, исключающее какое-либо произвольное или самостоятельное достижение территории с воды или суши; – относительно малая площадь территории заказника при большом числе интересных для активного передвижения и посещения мест, отсутствии участков с нарушенными ландшафтами, заметными следами лесных пожаров и деградации; – широкая известность озера Фролиха, основного объекта рекреационного посещения заказника, многие годы обеспечивающая значительный поток посетителей в теплое время года, и большой интерес среди тех, кто желал бы побывать на озере; – наличие исходной инфраструктуры информационного обслуживания запросов на посещение заказника, включая представление о рекреационных услугах на проводимых в Сибири туристских выставках-ярмарках и размещение их в Интернет; – наличие анклавной территории «Хакусы» в пределах заказника, которая сейчас является началом маршрутов по территории заказника для заметной части посетителей и которая позволяет реализовать принятый для большинства национальных парков с уникальными природными объектами принцип разделения мест постоянного пребывания и временного посещения; – существующая исходная инфраструктура посещения в виде: сети троп вдоль береговой линии Байкала, троп вдоль участков берега озера Фролихи, троп между берегом Байкала и берегом Фролихи, троп по долинам рек Фролихи, Левой и Правой Фролихи, Даватчанды, полностью охватывающая доступные места посещения; мест стоянок на берегу Байкала и озера Фролихи, допускающих создание на них кордонов-приютов; наличие штата инспекторов и гидов-проводников с опытом сопровождения групп и проведения туров в летний период.
Для Байкало-Ленского заповедника техническое задание требовало проведения инженерных изысканий и проектирования экскурсионных экологических троп и смотровых площадок на природных территориях. В результате работ были получены данные по рекогносцировке маршрутов на всем их протяжении и составлены детальные описания пешеходных и сплавных участков. Анализ полученных данных и их обработка позволили дать оценку состоянию существующих маршрутов, определить объемы работ по обустройству экскурсионных экологических троп, смотровых площадок и мест отдыха, сформировать предложения по использованию существующих эколого-просветительских маршрутов и по новым подходам к организации экскурсионно-турового обслуживания посетителей с учетом сезонности и сложности маршрутов, по перспективам дальнейшего совершенствования и развития системы посещения природных территорий.
Разработка проекта позволила определиться с общим размещением и числом стоянок, смотровых площадок на экскурсионных и туровых маршрутах, дать эскизные предложения по малым архитектурным формам, таким как информационные аншлаги, указатели, ограждения, столы, сидения, кострища с таганами, навесами, туалетами. Принята ориентация на современные формы посещения природных территорий с определением ориентировочных оценок по объемам работ, связанным с обустройством троп и конкретных инженерных сооружений типа мостов, мостков-переходов, настилов, ограждений. Учтены признанные в стране методики расчета потребности в малых архитектурных формах, в материалах для строительства, а также расчета ориентировочной стоимости работ по проектированию и обустройству экскурсионных экологических троп.
Доступ на природные территории, в особенности в заповедники, во многом может быть обеспечен специально оборудованными экологическими тропами. При этом термин «экологические» подразумевает достаточность полотна тропы и ее инженерного оборудования для удобного и безопасного перемещения посетителей по разрешенной части территории, исключающее выход за ее пределы и любые воздействия на природное окружение вне полотна тропы.
Инфраструктура экологической тропы в общем виде предусматривает: - полотно тропы и его инженерное обеспечение; - оборудованные пути перемещения с мостами, мостками-переходами через препятствия, сходами к воде, перилами и бордюрами; - маркировку и информационные щиты вдоль полотна; - оборудованные места остановок, смотровые площадки, места стоянок с кострищами и таганами, местами для палаток, навесами, приютами; - места сбора или утилизации мусора; - информационно-визитные пункты на терминалах. Строительство экологической тропы как инженерного сооружения, таким образом, предусматривает использование материальных ресурсов в виде растительного и минерального сырья. Опыт строительства троп в национальных парках, например, Америки, допускает использование находящегося в непосредственной близости сырья, без причинения экологического, геологического и эстетического ущерба. Положение о заповеднике допускает заготовку леса для строительства на месте постройки. Минеральное сырье также может заготовляться вблизи мест строительства (при его наличии). При этом речь идет исключительно о его локальном перемещении без необратимого извлечения, заготовки и удаления. Скальный и валунный материал, щебенка, гравий, песчано-гравийная смесь и песчано-щебеночная смесь являются основным сырьем для полотна троп.
В основе предложений по перспективному развитию экскурсионной и эколого-просветительской деятельности положены следующие идеи:
- вынос на периферию территории заповедника экскурсионных маршрутов (береговая полоса озера Байкал, Байкальский хребет, каньон Водопадный на реке Лена и участок реки выше деревни Чанчур), что позволяет исключить воздействие на ключевые и строго сохраняемые центральные участки территории заповедника; - новая система экскурсионно-турового режима посещения природных территорий исключительно в сопровождении гида-проводника (работника заповедника или фирмы туроператора по договору) и с минимальным временем пребывания на маршруте передвижения; организация охранной зоны заповедника на анклавной территории «Заворотная» с последующим переводом под юрисдикцию заповедника, которая позволила бы реализовать принятый для большинства национальных парков с уникальными природными объектами принцип разделения мест постоянного пребывания и временного посещения.
Оптимальным является проведение работ по обеспечению эколого-просветительской деятельности на минимальной по площади части территории, пространственно привязанной к мысу Покойники и к береговой линии. Эта территория может быть определена как зона для обеспечения эколого-просветительской и экскурсионной деятельности. В крайне редких случаях следует выдавать разрешения для посещения истока реки Лена, так как это достаточно продолжительный, сложный и наименее интересный с точки зрения проведения экскурсий и туров маршрут. К сплаву по реке Лена следует добавить водный тур со сплавом по каньону Водопадному до ручья Золотокан или чуть ниже его по течению до места впадения реки Малая Лена с возвратом на перевал «Байкало-Ленский». Максимальное число посещений должно приходиться на однодневные экскурсии и туры продолжительностью не более 3-4 дней, например, маршрут от мыса Покойники через перевал в верховья Лены обратно.
Идеальным вариантом совмещения интереса заповедника по сохранению территории и по развитию эколого-просветительских маршрутов стало бы придание статуса охранной зоны в местности «Заворотная», или включение ее в состав заповедника в качестве бисферного полигона.Краткое изложение результатов проектных работ требует следующего дополнения. В Баргузинском заповеднике так и не приступили к реализации предложений, а Байкало-Ленский заповедник до сих пор не принимает технический отчет, требуя его дополнения полным перечнем проектно-сметной документации на проведение капитального строительства. Ссылки на противоречия такого требования с действующим законодательством об охраняемых природных территориях не убеждает новое руководство заповедника, по-видимому, слабо знакомого как с законодательством, так и с реальными проблемами заповедника. Не раз уже говорилось о невнятности природоохранной политики российской власти. И если, например, в Байкальском заповеднике удалось привлечь 186 млн рублей из федерального бюджета под проекты обустройства природных территорий, в том числе музейного и экскурсионного, то это целиком заслуга его директора Василия Сутулы. Как поведут себя два других заповедника на Байкале с проектами обустройства экскурсионных экологических троп - большой вопрос.
P.S. На днях позвонила исполняющая обязанности директора Баргузинского заповедника и сообщила об их объединении с Забайкальским национальным парком. На наши недоуменные вопросы она ответила, что сама ничего не знает, но выполняет министерские указания по подготовке документов к объединению. Власть в своем репертуаре.
Калихман А.Д., профессор НИ ИрГТУ, заслуженный путешественник России Калихман Т.П., доктор географических наук, научный сотрудник ИГ СО РАН газета "Исток"
|