Заседают Бассейновые Советы |
29.05.2014 15:51 |
27 марта в Красноярске прошло заседание бассейнового совета Енисейского бассейнового округа. Об исследовании морфометрических характеристик Красноярского водохранилища и разработке научно обоснованных рекомендаций по предупреждению вредного воздействия вод на его берега (этап 2013 г.) рассказал Марусин К.В., ведущий инженер Института водных и экологических проблем СО РАН (г. Барнаул). Выполнены обследование состояния берегов Красноярского водохранилища, оценка масштабов влияния переработки берегов на состояние водоема, прогнозирование их развития с учетом деятельности склоновых (оползневых, обвально-осыпных) процессов; на карту нанесены фактические и проектные границы береговой линии при характерных уровнях (НПУ, ФПУ, УМО), уточнены гидроморфометрические характеристики Красноярского водохранилища; дана оценка современного состояния дна Красноярского водохранилища и определен характер и масштаб изменения морфометрических характеристик Красноярского водохранилища за период его эксплуатации, выделены основные участки берегообрушения, для которых требуется проведение инженерных мероприятий. В 2014 г. предстоит разработать на основе полученных данных научно-обоснованные рекомендации по предупреждению негативного воздействия поверхностных вод на прибрежные территории. В обсуждении доклада приняли участие Благов В.К., Еремин В.В., Колотов А.Ю., Проня А.И., Сибгатулин В.Г. Результаты работы по этапу 2013 г. в целом одобрены. Рекомендовано провести расчет изменения проектного объема водохранилища с учетом объема поступления твердого стока притоков за период его эксплуатации и объемов берегообрушения, оценить влияние этого фактора на изменение объема водохранилища и дать соответствующий прогноз. Далее были рассмотрены проекты Правил использования водохранилищ. Предваряя доклады, Л.А.Леонова сказала, что основными задачами разработки этих проектов являются удовлетворение нужд водопотребителей и водопользователей в водных ресурсах, обеспечение безопасного функционирования основных гидротехнических сооружений водохранилищ, регулирование речного стока путем управления режимами наполнения и сработки водохранилищ, позволяющее обеспечить безопасность населенных пунктов и хозяйственных объектов в верхних и нижних бьефах гидроузлов водохранилищ, нормативную техническую эксплуатацию, благоустройство водохранилищ. Для ускорения подготовки данных документов к утверждению необходима оперативная работа заинтересованных органов по рассмотрению проектов. О проекте правил технической эксплуатации и благоустройства каскада водохранилищ на р. Енисей (Красноярского, Саяно-Шушенского, Майнского) (работы 1-го этапа) доложила Смирнова Л.Я. ГИП ООО «Ленводпроект» (г. Санкт-Петербург). Предусматривалось обеспечить сбор и анализ исходной информации. В обсуждении доклада приняли участие Еремин В.В., Леонова Л.А., Проня А.И., Шашеро Н.П., которые отметили, что исходная информация содержит пробелы, это стало причиной ряда ошибочных выводов о современном состоянии водохранилищ. Требуется включить в отчет 1 этапа актуальную информацию о состоянии р. Енисей и водохранилищ каскада Енисейских ГЭС по данным государственной наблюдательной сети Росгидромета (ФГБУ Среднесибирское УГМС). Обращено внимание ООО «Ленводпроект» на необходимость более качественной работы по сбору исходных данных и рекомендовать доработать материалы отчета 1 этапа. Лалетина В.Е. рассказала, что в составе проекта, выполняемом Красноярским филиалом Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники им. Б.Г. Веденеева, в 2013 г. разработан проект ПИВР водохранилища Назаровской ГРЭС на р. Чулым. По замечанием согласующих органов составлена 2-я редакция документа, в котором включено описание водохранилища и его гидротехнических сооружений, приведены расчетный гидрограф весеннего половодья и дождевого паводка, определена пропускная способность водосбросов, разработан диспетчерский график. В обсуждении доклада приняли участие Капустин С.В., Леонова Л.А., которые отметили необходимость соблюдения сроков завершения работ. Она же рассказала о ходе разработки проекта правил технической эксплуатации и благоустройства Усть-Хантайского водохранилища. Осуществлен сбор исходной информации, определены основные характеристики водохранилища, состав его основных гидротехнических сооружений, выполнено акваториальное районирование, подготовлены картографические материалы. В обсуждении доклада приняла участие Попова Л.П. Отмечены: недостаточность изученности состояния водохранилища в связи с его удаленностью, наличие в администрации Таймырского муниципального района материалов научно-исследовательской работы по проблеме отепляющего влияния водохранилища на состояние грунтов его ложа и берегов в условиях вечной мерзлоты, необходимость соблюдения сроков завершения работ. Рекомендовано учесть результаты НИР при оценке негативного воздействия вод на состояние берегов, прогнозе их переработки и включению соответствующих мероприятий по снижению этого воздействия в составе ПТЭБ. В.Е.Лалетина также доложила о ходе разработки проекта правил технической эксплуатации и благоустройства Курейского водохранилища. В 2012-2013 гг. выполнено 2 этапа работ: осуществлен сбор исходной информации, определены основные характеристики водохранилища, состав его основных гидротехнических сооружений, выполнено акваториальное районирование, подготовлены картографические материалы. Осуществлен сбор исходной информации, определены основные характеристики водохранилища, состав его основных гидротехнических сооружений, выполнено акваториальное районирование, подготовлены картографические материалы. В обсуждении доклада приняли участие Л.А. Леонова, Л.П.Попова, А.И.Проня, которые отметили недостаточность изученности состояния водохранилища в связи с его удаленностью и важность соблюдения сроков завершения работ. Также был рассмотрен вопрос о строительствне рыбоводного завода на р. Ангаре в составе проекта Богучанской ГЭС. 3 апреля прошло заседание бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа. Базаров М.Б. (администрация г. Улан-Удэ) рассказал о проблемах водопользования и водохозяйственной обстановке в г. Улан-Удэ. Территория г. Улан-Удэ подвержена затоплению и подтоплению водами рр. Селенга и Уда. Существующие берегоукрепительные сооружения г. Улан-Удэ требуют надлежащей эксплуатации, выполнения текущего ремонта, осмотра и других работ. Дамба правобережных очистных сооружений находится в аварийном состоянии. Для решения этих задач необходимо создание службы эксплуатации ГТС г. Улан-Удэ. В обсуждении докладов приняли участие Благов В.К., Шпахаев С.Г. , которые отметили, что установленных границ затопления населенных пунктов в настоящее время нет. В г. Улан-Удэ существующие берегоукрепительные сооружения требуют значительных эксплуатационных затрат и работ по поддержанию их в исправном виде. Признано целесообразным создание управления эксплуатации ГТС в Бурятии, как на уровне субъекта, так и для муниципального образования г. Улан-Удэ. Рекомендовано администрации г. Улан-Удэ и Министерству природных ресурсов Республики Бурятия организовать работу по подготовке в установленном порядке бюджетных заявок и соответствующих обоснований на капитальный ремонт ГТС за счет средств федерального бюджета по линии Росводресурсов. Поликутина О.Б. (ОАО «Водоканал», г. Улан-Удэ) рассказала, что разработан проект нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами в р. Селенга (НДС). НДС согласован с территориальными органами Росприроднадзора, Росгидромета и Росрыболовства. Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия отказывает в согласовании этого документа в связи с отсутствием обеззараживания сточных вод на выпуске от правобережных и левобережных очистных сооружений г. Улан-Удэ (ГОСК и ЛОСК). В связи с отсутствием утвержденных НДС предприятию насчитываются экологические платежи с многократным превышением ставок платы. Во 2-й половине 2014 г. ОАО «Водоканал» готовит внедрение овицидного препарата, обеспечивающего дезинвазию строчных вод. В 2011 г. получено положительное заключение экспертизы на проект сооружений обеззараживания для ГОСК и ЛОСК методом ультра-фиолетового облучения (УФО). Стоимость реализации проекта -125 млн. руб. В обсуждении докладов приняли участие Благов В.К., Коломеец О.П., Котов А.Ю., Лбов А.В., Макарова Л.В. Отмечено, что уже на протяжении 18 лет не выполняется Программа водохозяйственных мероприятий в части обеспечения обеззараживания сточных вод ГОСК и ЛОСК. Финансирование строительства сооружений обеззараживания не решено. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в нижерасположенных по течению населенных пунктах на р. Селенга напряженная, обеззараживание сточных вод г. Улан-Удэ является необходимым мероприятиям для благополучия населения. ОАО «Водоканал», осуществляя очистку сточных вод г. Улан-Удэ, не является загрязнителем, но при этом несет обязанности по плате за загрязнение окружающей природной среды в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. В 2013 г. ОАО «Водоканал» такие платежи не осуществляло. Решено рекомендовать Управлению Роспотребнадзора по Республике Бурятия, органам исполнительной власти Республики Бурятия и местного самоуправления урегулировать проблему обеззараживания очищенных сточных вод г. Улан-Удэ, выработать решение по минимизации экологических ущербов р. Селенга и финансово-экономических – для ОАО «Водоканал». Е.Ж.Гармаевым изложены результаты мероприятия «Исследование, прогноз пространственного распределения характеристик водного стока бассейна трансграничных рек Селенга и Чикой и разработка рекомендаций по предотвращению вредного воздействия вод». Работа выполнена БИП СО РАН в 2012-2013 гг. по заказу Енисейского БВУ. Выполнен сбор и анализ фактического и фондового материала по водным режимам и русловым процессам рек Селенга и Чикой. На территории Бурятии обследовано 77 населенных пунктов, 23 ГТС. Выполнено математическое моделирование и анализ многолетних колебаний стока, определены параметры максимального (весеннего половодья и дождевых паводков) и минимального стока, по результатам которого определено, что 10 населенных пунктов находятся в опасной зоне с угрозой подтопления, для которых необходимо выполнение инженерных мероприятий по соответствующей защите. Проведены расчеты вероятностного ущерба. Разработаны рекомендации и мероприятия по противопаводковой защите данных населённых пунктов Республики Бурятия от негативного воздействия вод рек Селенга и Чикой. Разработана соответствующая программа мероприятий, реализация которой предусмотрена в 3 очереди. Дана социальная и экономическая оценка выполнения предлагаемых мероприятий. В обсуждении доклада приняли участие Благов В.К., Базарова О.А., Крашенинников Ю.М., Шапхаев С.Г., которые отметили, что прохождение высоких паводков на р. Селенга и Чикой сопровождается подтоплением населенных пунктов и интенсивной береговой абразией. Необходимо принятие превентивных мер по защите населенных пунктов и объектов экономики от вредного воздействия вод в бассейне р. Селенга. Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов, территории которых расположены в Ангаро-Байкальском бассейновом округе, регламентировать работы по переформированию русел рек (дноуглубление, добыча ПГС и др.) с целью обеспечения пропуска паводковых вод и минимизации ущербов от подтопления. Б.О.Гомбоев доложил о результатах НИР «Исследование и научная оценка влияния трансграничного переноса загрязняющих веществ со стоком реки Селенга на озеро Байкал». Работа выполнена Региональной общественной организацией «Центр социально-экономических и экологических программ» в 2012-2013 гг. по заказу Енисейского БВУ. Отчет по НИР включает определение действующих и потенциальных источников формирования трансграничного переноса загрязняющих веществ природного и антропогенного происхождения, анализ обобщенных сведений федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (водхоз) за 2008-2011 гг., результаты рекогносцировочных маршрутов на участках повышенного антропогенного воздействия на качество вод, выполнено моделирование процесса переноса загрязняющих. Дана научная оценка влияния трансграничного переноса загрязняющих веществ и результатов международного опыта регулирования проблем трансграничного переноса загрязняющих веществ водных объектов. Представлены рекомендации по снижению влияния трансграничного переноса загрязняющих веществ на озеро Байкал, в том числе по совершенствование регулирования взаимоотношений России и Монголии по охране трансграничных вод. Отмечено, что на территории Монголии необходимо развивать систему гидрохимического и санитарно-гигиенического мониторинга водных объектов. В обсуждении доклада приняли участие Абаринова Н.Г., Благов В.К., Крашенинников Ю.М., Макарова Л.В., Усова Н.Б., Шапхаев С.Г. Отмечены актуальность темы НИР для задач охраны оз. Байкал и возможность использования результатов НИР для углубления международного сотрудничества с Монголией по охране и использованию трансграничных вод, в том числе при оценке воздействия намечаемых к реализации водохозяйственных проектов Монголии. Рекомендовано представить результаты НИР на заседании Уполномоченных правительств России и Монголии по реализации Соглашения по охране и использованию трансграничных вод. Жерелина И.В. (ООО «Центр инженерных технологий», г. Барнаул) представила сводный доклад «Варианты программ мероприятий по достижению целевого состояния бассейна их основные экологические, технико-экономические и социальные показатели, сравнительная комплексная оценка». На основе анализа прогнозов социально–экономического развития субъектов РФ, расположенных в бассейне р. Ангара, включая озеро Байкал, определены два основных сценария развития: инерционный - сохранение современных тенденций развития отраслей экономики, социальной сферы и инфраструктуры и инвестиционный - наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики регионов, природно-ресурсного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры. Реализация СКИОВО по инерционному сценарию предусматривает обеспечение водохозяйственных и водоохранных мероприятий в пределах действующих расходных обязательств, сохранение целевой структуры финансирования основных водохозяйственных направлений и применение существующих механизмов государственной поддержки строительства, реконструкции и ремонта объектов водохозяйственной инфраструктуры. В результате его реализации: непроизводительные потери воды при транспортировке сохранятся на уровне 10-11 %, а по отдельным ВХУ – около 40% (16.01.01.005, 16.01.03.003); будет сдерживаться социально-экономическое развитие Нижнего Приангарья; увеличится количество ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, а также возрастут риски возникновения аварий на таких объектах; произойдет существенное снижение рекреационного потенциала и ухудшение экологического состояния водных объектов, включая озеро Байкал, что негативно отразится на социально-экономических условиях жизни населения и др. Общий объем требуемого финансирования по данному варианту составляет 429 млрд руб. Инвестиционный сценарий предполагает создание основы и перехода на эколого-технологический путь развития, намеченный на долгосрочную перспективу и, соответственно, рациональное потребление природной воды, наиболее полно отвечает целям, установленным в Водной стратегии, ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» и ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории». Общий объем требуемого финансирования по данному варианту составляет 615 млрд руб. В обсуждении доклада приняли участие Лбов А.В., Крашенинников Ю.М., Молотов В.С., Шапхаев С.Г. В качестве основного варианта программы мероприятий, подлежащего реализации в СКИОВО, принять инвестиционный. Жерелина И.В. также рассказала о доработке СКИОВО реки Ангара, включая озеро Байкал. В соответствии с Техническим заданием на доработку СКИОВО реки Ангара, включая озеро Байкал, выполнено комплектование документов СКИОВО в составе 6 книг: общая характеристика речного бассейна; оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна; целевые показатели; водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ; лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод; перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна. Также переданы заказчику 13 обязательных приложений, в том числе комплект ситуационных, оценочных, исполнительных и прогнозных карт-схем карт. Документы СКИОВО готовы к согласованию, в ходе которого будут при необходимости внесены поправки с учетом поступивших замечаний и предложений. Мероприятия СКИОВО и их реализация направлены на решение ключевых проблем бассейна: экологического состояния водных объектов (загрязнение водных объектов, последствия регулирования стока водных объектов, воспроизводство водных биологических ресурсов); водообеспечения (обеспечение водой населения и хозяйства, нерациональное использование водных ресурсов); негативного воздействия вод (негативное воздействие вод на население и хозяйство, безопасность гидротехнических сооружений); информационно-управленческого характера. При требуемом объеме финансирования 629 млрд. руб по каждой выделенной проблеме будут достигаться целевые показатели, установленные на расчетные периоды 2020, 2025 и 2025 годов. Отмечено, что доработанный проект СКИОВО реки Ангара, включая озеро Байкал, по сравнению со СКИОВО бассейна р. Ангары стал охватывать территорию, соответствующую гидрографическому районированию в Российской Федерации, значительно повысилось качество содержательной части материалов, более детальной проработкой по водохозяйственным участкам, комплектность в части приложений стала в полной степени соответствовать методическим указаниям по разработке СКИОВО, учтены замечания государственной экологической экспертизы. Полномочия Бассейновых советов 1-го созыва завершены. Членам Советов выражена благодарность за активное участие в охране и рациональном использовании водных ресурсов бассейнов Енисея, Ангары и Байкала. Сейчас проходит формирование новых составов Бассейновых Советов.
Метки: |