Камо грядеши?

Подготовила Галина КИСЕЛЁВА, газета "Мои года"   
09.11.2009 11:00
Научный доклад на  тему "Проблемы российской экономики и пути их решения" был заслушан и обсуждён недавно на заседании Президиума ИНЦ СО РАН. С докладом выступил председатель совета ректоров Иркутской области, ректор Байкальского государственного университета  экономики и права, академик МАН ВШ М. А. Винокуров. Предлагаем вашему вниманию краткое изложение его содержания.


Как известно, к  концу 80-х наступила деградация политического руководства СССР, за
ней последовал экономический распад. Правда, парадоксальность в том, что качественные
показатели экономики СССР, зафиксированные  на период распада, до сих пор нами не 
достигнуты -- они в 1,5--2 раза превосходят нынешние, хотя мы и утверждаем, что
экономика у нас теперь более эффективна. Это означает одно: в основе распада была не
экономика, а политическая ситуация, политические интересы. За распадом произошёл ещё
и крах экономический.

ВВП сократился почти в 3 раза, а по сравнению с СССР в 6 раз, распались все
кооперационные, интеграционные, технологические связи. Доля машиностроения 
сократилась  в 10 раз: если раньше в СССР станкостроительные заводы выпускали все
виды станков, то сейчас жизнь теплится только в небольшом количестве предприятий
отрасли.

Произошёл резкий скачок инфляции, по существу это была гиперинфляция, когда цены
подскочили в  1000 и более раз. Резко снизился жизненный уровень населения. В 90-е
годы примерно 50% россиян оказались за чертой бедности -- люди в мусорных баках
искали себе пропитание. Но самое страшное -- произошла криминализация экономики,
общества, от которой мы не можем избавиться до сих пор.

Второй период начинается с 2000 года. Он характеризуется изменениями политического
курса в стране и конъюнктуры на мировых рынках. Цены на все сырьевые товары -- нефть,
газ, металлы -- на мировых рынках выросли в 2--3 раза. Это положительно сказалось на
ситуации в российской экономике. Спад промышленного производства прекратился, стал
расти ВВП. Произошло укрепление политического руководства в стране. ВВП в этот
период  рос темпами  4--7% в год, улучшилась социальная обстановка, даже
финансирование науки возросло.

Однако всё это было достигнуто в основном за счёт экспорта сырьевых ресурсов и
благоприятной рыночной конъюнктуры. По расчётам специалистов, мы за 7 лет получили
за счёт экспорта сырья  более 2 трлн долларов, но крайне неэффективно ими
распорядились. Преобладало монетаристское начало. Деньги в реальную экономику не
пошли. Не был создан задел для развития инновационной экономики.

Сегодня мы переживаем кризис, начавшийся в  2008 г. Он и Европе серьёзный урон нанёс,
но пострадали больше всех Россия и Украина. Экономический кризис в стране породил
слухи и домыслы, сомнения и разочарования из-за неоправдавшихся надежд на
повышение уровня жизни. После многих лет преобразований мы вновь слышим об
ошибках и просчётах в руководстве экономикой России, в то время как другие страны за
менее короткий отрезок времени достигли больших экономических результатов.

Становится ясным, что ресурсная ориентация экономики неэффективна. Это догоняющая
экономика, которая никогда не выйдет на передовые позиции. Есть, правда, некоторые
положительные примеры, но это касается небольших государств. Крупные же
государства, как Россия,  не смогут долго продержаться на такой экономике. Ориентация 
только на сырьевые ресурсы порочна, и кризис ярко выявил это. Обозначились и внешние,
и  внутренние проблемы, мы увидели насколько наша экономика неповоротлива,
энергоёмка. Её инновационная составляющая практически нулевая. 4% инноваций -- это 
же мизер!

Мы тратим  на  науку и образование 1,2% ВВП. А в Китае расходы на эти цели в
несколько раз больше. В Швейцарии тратится на одного школьника в год более 10 тыс.
долларов, у нас около 2 тыс. Образование разрушается, а мы бесконечно говорим только о
ЕГЭ, вроде  это что-то реформирует. Рубаху на себе рвём, чтобы отвлечь народ от главной 
проблемы. А все думают, что мы в процессе реформ.

У нас произошла настоящая демографическая катастрофа, причём в мирное время. В
течение 17 лет наблюдается демографический провал! В истории России такого ещё не
было. Через 20 лет россиян может остаться всего 120 млн человек. Удерживать
территорию в 16 млн квадратных километров будет очень сложно. К демографическим 
показателям надо добавить и качество жизни. А оно во многом определяется средней
продолжительностью жизни. Это интегральный показатель, характеризующий социально-
экономическое развитие страны. Сегодня в России средняя продолжительность жизни 65--
68 лет,  ниже только в странах Центральной  Африки. Эти показатели нельзя сравнивать
даже с худшими годами в СССР! А если сравнить с такими странами, как Япония,
Германия, Австралия, Канада, Швеция, где средняя продолжительность жизни 80 лет, то
становится просто не по себе!

Если вновь вернуться к экономическим показателям, то здесь тоже несопоставимые
цифры. Сравним с Китаем: в 2008 году эта страна экспортировала продукции
машиностроения на 785,7 млрд долларов, Россия -- на 20 млрд, причем это в основном
экспорт оружия. Стоимость экспорта углеводородов России -- 218 млрд долларов,  при
стоимости 100 долларов за баррель. То есть у нас -- тупиковая ситуация. Никого не
догоним, если будем так ехать! Это азы экономики. Например, недавний нефтяной кризис
выявил следующее: выручка производителя нефти с учётом его транспортных расходов
составляет только 1/3 цены на нефть в странах-потребителях, а 2/3 этой цены
формируются в этих  странах через переработку и акцизы. Тем самым они получают
основную прибыль, развивают собственную промышленность, а России остаётся лишь
роль поставщика сырья.

Как же более эффективно хозяйствовать? Надо делать рывок в высокотехнологичных
отраслях. Ведь когда мя тянем трубопровод, то, по существу, инвестируем в экономику
той страны, в которую идут нефть и газ, не задумываясь, что окупаемость по сырью самая
низкая. К примеру: в нефтегазовом секторе -- 12  лет, в машиностроении -- 5 , а
приборостроении -- 3. Мы загоняем себя в тупик. У нас доля высокотехнологичной
продукции в экспорте составляет всего 4%.

Надо использовать и свои сырьевые преимущества, но с умом. Например, на долю России
приходится 22% площади мировых лесов и примерно столько же мировых запасов
древесины, в том числе около 50% наиболее ценных хвойных пород. Потенциал лесной
отрасли сопоставим с нефтегазовым. Россия может быть мировым лидером в
производстве лесобумажной продукции. Однако лесной потенциал используется
неэффективно. Занимая первое место в мире по запасам древесины, Россия существенно
отстаёт от других стран по экспорту лесобумажной продукции высоких переделов. Мы
имеем от леса  наименьшую прибыль, поскольку гоним на экспорт в основном кругляк.
Нужна глубокая переработка древесины.

То же самое касается и газа. Если бы  газопереработка осуществлялась в России, то можно
было бы на порядок повысить стоимость экспортируемой продукции. И не надо было бы
трубопроводы строить, ведь их надо всё время заполнять. Мы имеем 40%
углеводородных ресурсов мира и всего 6 газоперерабатывающих заводов, а по
извлечению гелия всего один завод! А он значительно  дороже подаваемого через трубу
газа! Наше Ковыктинское месторождение, например, очень богато гелием, этаном и
другими фракциями углеводородов. Значит, надо в Саянске развивать мощности по
газопереработке. Посмотрите на экономические показатели разных стран. Какие цифры у
нас и какие в мире? Газ у нас, как и лес-кругляк, продаётся очень дёшево.

Чтобы России вырваться вперёд, нужна концентрация и централизация капитала, в том
числе государственного, на приоритетных направлениях. Но это колоссальная проблема,
поскольку вопрос упирается в возможность    управлять  этой сложной реформацией -- и
эту функцию должно взять на себя государство. Необходимо резкое повышение
управляемости экономики. Тезис: "Рынок всё расставит!" -- это из ХVIII века.
Необходимо восстановление интеграционных и кооперационных связей с бывшими
республиками СССР как основы для определения места России в глобальной экономике
планеты. Президент недавно призвал: "Россия вперёд!" Он правильно расставил акценты,
нацелил на развитие интеграционных связей с бывшими странами СССР. Да, за рубежом
на рынки готовой продукции нас не пускают, мы им нужны только  как поставщик сырья,
придаток. Значит, нам нужны рынки сбыта в первую очередь в бывших союзных
республиках.

Всем известно, какую роль в развитых экономиках мира играет малый бизнес. У нас же 
он занимает всего около 10%, тогда как в мире 50--60%, в Китае -- 45--50%. Мы
позиционируем себя как рыночников, но по существу рынка-то у нас нет -- есть
квазирынок.

Нужна серьёзная модернизация налоговой системы. Порочность  нашей налоговой
системы в  том, что она строится сверху вниз:  у нас все деньги аккумулируются  наверху,
а потом по крохам  "выклянчиваются" (по-другому не скажешь!) в региональные и
местные  бюджеты. Рыночная же  система предполагает заполнение  бюджета снизу
вверх. Далее. У нас практикуется выплата налогов по месту регистрации: либо в Москве,
либо в офшорах. К примеру, в Братске производится  1 млн тонн алюминия в год, это
более 2 млрд долларов, а в  областной бюджет идет всего 120--140 млн рублей!
Экологические платежи в том же Братске на 60% перечисляются в Москву, хотя вредные
производства  наносят ущерб конкретной территории. Необходимо переместить выплату
налогов, в том числе экологических, по месту нахождения предприятий. Налоговую
систему надо сделать оперативной и стимулирующей. Через налоги можно более активно
стимулировать развитие того или иного производства.

Все изменения экономического курса должны быть в первую очередь и в конечном счёте
направлены на человека. Человек вообще выпал из стратегии развития государства. И это
положение необходимо в корне менять, поскольку государство для того и существует,
чтобы защищать, сохранять и развивать живущее под его крылом население.

 

Метки:
 

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок