По каким причинам россияне открывают бизнес? Что беспокоит предпринимателей?

ИА БайкалИнформ   
10.01.2024 16:40

Сбер изучил отношение россиян к предпринимательству в партнёрстве с Минэкономразвития и фондом «Общественное мнение», сообщает пресс-служба компании.

Треть россиян хотела бы открыть своё дело в ближайшие три года. Однако многие не уверены, что им хватит для этого знаний и умений, а каждый третий из желающих стать предпринимателями опасается потерпеть неудачу. Таковы результаты очередного исследования «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ), который Сбер проводит в партнёрстве с фондом «Общественное мнение» и Минэкономразвития.

Сколько в России бизнесменов

Как показало исследование, проведенное по итогам 2023 года, 21% россиян трудоспособного возраста (18-64 лет) вовлечены в предпринимательскую деятельность (с 2022 года этот показатель не изменился). Из них каждый третий опрошенный пока не стал полноценным владельцем бизнеса и находится на разных стадиях его создания – от интереса до реализации конкретных действий по открытию дела. Ещё примерно треть респондентов ответила, что уже имеет бизнес и хочет открыть ещё один. Столько же предпринимателей владеют бизнесом, но не предпринимают попыток открыть дополнительный.

По данным опроса, 14% из 21% россиян-бизнесменов владеют первым бизнесом или открывают его, а 7% в прошлом уже имели предпринимательский опыт.

Большинство (35%) начинающих и опытных бизнесменов регистрируют своё дело, как индивидуальные предприниматели, 19% – самозанятые, 13% – юридические лица. Однако 32% пока никак его не оформили.

Опрос показал, что 16% россиян – бывшие предприниматели. Из них 56% закрыли своё дело более шести лет назад, 37% – более года назад, 6% – в течение последних 12 месяцев.

При этом 23% экс-предпринимателей основными причинами выхода из бизнеса назвали низкие доходы от бизнеса или банкротство, а 22% – личные обстоятельства: состояние здоровья, рождение ребёнка, смену деятельности, передачу дела детям и другие.

Есть ли интерес к предпринимательству

Исследователи проекта ПРИМ также изучили интерес россиян к предпринимательству. Опрос показал: 30% респондентов планируют открыть своё дело в ближайшие три года, и с прошлого года этот показатель не изменился. При этом больший интерес к предпринимательству проявляет молодежь. О таких планах сообщили 53% студентов и 41% людей в возрасте 18-35 лет.

Среди планирующих открыть своё дело 32% респондентов хотят оформить индивидуальное предпринимательство, 23% видят своё будущее в качестве самозанятого, а 5% собираются зарегистрировать юридическое лицо. При этом 36% пока не представляют, как будет оформлен их бизнес.

На вопрос, что вас мотивирует открыть своё дело, 38% опрошенных ответили, что хотят это сделать из-за необходимости заработать для себя и семьи, а 35% – чтобы самореализоваться. При этом о самореализации чаще говорит молодёжь 18-35 лет и жители городов-миллионников. А необходимость заработать больше мотивирует старшее поколение (54-64 года), жителей сельской местности и людей со средним образованием и ниже.

Для открытия бизнеса россиянам в первую очередь нужна помощь со стартовым капиталом (так ответили 59% опрошенных), обучением и консультациями (30%, чаще – женщины), а также юридической и информационной поддержкой (28%, чаще – жители мегаполисов).

Что мешает открыть дело

Несмотря на растущий интерес к бизнесу, многие россияне опасаются открывать своё дело. Большинство (42%) опрошенных считают, что у них для этого недостаточно знаний и квалификации, а 34% боятся потерпеть поражение. За прошедший год эти показатели практически не изменились.

Однако по сравнению с 2022 годом россияне стали позитивнее оценивать возможности для открытия бизнеса. Если год назад 39% респондентов отвечали, что в России несложно начать свой бизнес, сейчас таких уже 43%. А доля тех, кто считает, что в ближайшие полгода условия для начала бизнеса в их регионе будут хорошими, выросла с 22 до 25%.

Что волнует и заботит

Исследователи также задали вопрос россиянам, чему они больше уделяют внимание, о чём думают и заботятся. На первое место опрошенные поставили семью и детей (так ответили 65% респондентов), на второе – здоровье (43%), третье – финансовое благополучие (34%), четвёртое – самореализацию (28%), пятое – карьеру (16%).

Семью и здоровье в качестве самых важных жизненных ценностей выбрали как предприниматели, так и те, кто не занимается бизнесом. Однако бизнесмены чаще остальных россиян считают для себя важными финансовое благополучие (41%) и самореализацию (40%). Участвующая в опросе молодёжь (18-35 лет) чаще говорила о самореализации, карьере, общении с друзьями и свободном времени; люди в возрасте 36-45 лет – семье и финансовом благополучии; россияне старше 56 лет – здоровье.

– Малый бизнес играет важную роль в экономике, поэтому важно знать, готовы ли россияне заниматься предпринимательством, что им мешает открыть своё дело и как им можно в этом помочь. Проект ПРИМ, который Сбер проводит вместе с Минэкономразвития, направлен как раз на изучение бизнес-климата в нашей стране. Исследование этого года показало, что в целом россияне стали позитивнее оценивать возможности для открытия бизнеса в России. Каждый третий опрошенный хотел бы заниматься своим делом. Однако многим не хватает для этого знаний и умений, а также мешает страх перед неудачей. Эти причины преодолимы: сейчас на рынке множество образовательных программ для начинающих, в том числе, бесплатных. У Сбера, например, есть бесплатный сервис, который поможет создать готовый бизнес-план и зарегистрировать бизнес. А когда все этапы развития понятны, начинать уже не так страшно. Также стоит отметить большой интерес молодёжи к предпринимательству, ведь за молодыми людьми будущее нашей экономики, – заявил директор дивизион «Малый и микробизнес» Сбербанка Алексей Шашкин.

Проект «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» создан для изучения мнений граждан, занятых в сегменте малого и микробизнеса. Он даёт возможность предпринимателям рассказать о своей жизни в бизнесе, выразить отношение к происходящим в обществе процессам, поделиться тревогами и ожиданиями. Исследования среди предпринимателей проводятся ежеквартально, населения – раз в год. В опросе приняли участие более 2183 россиян.

По инф. Телеинформа

Новости экономики и бизнеса

С мая клиенты ВТБ могут оформить ипотеку в Крыму

В мае клиенты ВТБ смогут получить ипотеку на покупку жилья в Крыму. Провести сделку можно будет дистанционно из любого региона или в четырех офисах РНКБ в Симферополе, Евпатории, Севастополе и Ялте. Кроме того, оформить кредит на объекты полуострова клиенты смогут в любом отделении ВТБ в Краснодаре и Ростове-на-Дону.

 
Опрос ВТБ: сколько сибиряков используют СБП

Более 70% сибиряков пользуются услугами переводов самому себе в разные банки через СБП. Сумма переводов в большинстве случаев не превышает 20 тыс. рублей в месяц, но с 1 мая может увеличиться. Россияне, и сибиряки в частности, выбирают банки, оценивая программы лояльности, ставки по депозитам, надежность и удобство мобильных приложений. Таковы результаты опроса*, проведенного ВТБ и банком «Открытие».

 
ВТБ рассказал о росте портфеля рублёвых пассивов

С начала года портфель рублевых пассивов ВТБ вырос на 12% (760 млрд рублей) и превысил 7 трлн. Общий портфель сбережений розничных клиентов банка достиг 7,6 трлн, рост с начала года – 11%. Об этом сообщил заместитель президента-председателя правления ВТБ Георгий Горшков.

 
ВТБ видит, что популярность сбережений в юанях растёт

ВТБ планирует к концу года занять 25% рынка пассивов в китайских юанях физлиц и увеличить свой портфель до 23 млрд юаней. По прогнозам банка, рынок розничных сбережений в китайской валюте в этом году может вырасти примерно на 25 млрд юаней, а портфель – достичь 90 млрд. В результате к концу года юань может занять около 30% всех валютных сбережений населения. Об этом заявил заместитель президента — председателя правления ВТБ Георгий Горшков.

 
Оценка ВТБ: общерыночные выдачи розничных кредитов превысят 1,4 трлн рублей в апреле

По оценке ВТБ, в апреле общерыночные выдачи розничных кредитов превысят 1,4 трлн рублей (без учета POS-кредитования)[1], что на 10,7% выше аналогичного месяца прошлого года. Основными драйверами продаж в это время будут кредиты наличными и ипотека. По итогам четырех месяцев года выдачи кредитов по рынку составят около 4,5 трлн рублей, что почти на 4% выше результатов января-апреля 2023 года. Об этом сообщил заместитель президента-председателя правления ВТБ Георгий Горшков.

Метки:
 

Сергей Шмидт - серия колонок

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок