Аксиома: есть культура нации -- есть и нация. Мне повезло: я давно знакома с человеком, для которого идея сохранения уникальности музыкального наследия Отечества стала первостепенной задачей. Когда-то, будучи подростком, мой сын ходил к нему на занятия. В воспоминаниях об их совместном общении -- глубокое и искреннее уважение. Сам, блестяще владея русской трёхструнной домрой, музыкант и педагог с нерастраченной привязанностью целиком отдаётся своей работе.
Прошло почти четверть века с тех пор, как Владимир Ильич Кудрявцев взял на себя руководство кружком русских народных инструментов во Дворце детского и юношеского творчества города Иркутска. Ему -- 70. Но любые разговоры о его якобы преклонном возрасте, по-моему, не актуальны. Не каждый способен даже на старте предстоящей карьеры работать с таким же энтузиазмом. До появления в трудовой книжке записи "Принят во Дворец пионеров..." Владимир Ильич имел уже солидный опыт. Уроки в музыкальной школе № 3 г. Ангарска, а затем -- в областной школе искусств и музыкально-педагогическом училище. Обучаясь на заочном отделении Восточно-Сибирского института культуры по специальности "оркестровое дирижирование", продолжал отшлифовывать умение и навыки в культурно-просветительном училище, что по соседству с нашим Дворцом творчества. Как оказалось, несколько шагов "за поворотом" во многом решили дальнейшую судьбу. Свой день рождения Владимир Ильич отметил отчётным концертом. А среди приглашённых можно было увидеть и тех, с кем его связывает дружба ещё со школьных лет. Пронести верность через всю жизнь -- это в чертах его характера. И за что бы ни брался, чем бы ни увлекался -- всё шло на пользу главному -- творческим процессам в своём собственном оркестре. Расширял кругозор, став рабкором, -- помещал свои заметки в газете "Советская молодёжь". Успевал побывать на занятиях городского хора Василия Алексеевича Патрушева и оркестра Михаила Семёновича Гезунгейта. Общение с высокого полёта личностями привносило вдохновение. Есть люди, которые оставляют в твоей душе след, неизгладимый и неисчезаемый с годами. К таким людям Владимир Ильич относит и Константина Александровича Заболоцкого -- того самого Заболоцкого, что в далёком 1937 году открыл двери здания на Желябова, 5, отданного детям, -- для всех желающих заниматься в кружке народных инструментов. Те же, в свою очередь, просто-таки бежали к нему на репетиции! А педагог училища искусств Игорь Булахов Игорь и сам был одним из тех, кто ходил во Дворец к Константину Александровичу. Такая вот преемственность поколений. Впереди -- бесконечная череда событий, связанных с профессией, но начало всему -- детство. Об этом отрезке времени юбиляра можно утверждать: окружающим было абсолютно ясно, что без музыки он -- уже не он. Это прорывалось наружу и порой -- совершенно забавно. Идёт урок. Тишина, только перья поскрипывают, а в голове первоклассника Володи Кудрявцева настырно звучит мелодия. Кажется, она переполняет всё его существо. Не чудо ли: такая гармония смысла и звука... Незаметно для себя Володя вдруг запел вслух. Да ещё и громко, с удовольствием! Сразу скажем, ругать за это не стали, ведь ребёнок исполнял не что-нибудь, а гимн своей страны -- "Союз нерушимый...". Эти такты, эти строчки органично вписались в его мироощущение навсегда, оформившись как кредо учителя музыки: патриотизм -- истинный! -- в духе Владимира Ильича. Основа репертуара оркестра -- лучшие произведения русских и советских авторов, в числе которых и самые популярные песни : "Светит месяц", "Посею лебеду", "Чернобровая казачка", "Катюша", "Славное море -- священный Байкал", марш "Прощание славянки". Безусловно, не остаются в тени и шедевры зарубежных авторов. Мне, например, хорошо запомнился "Венгерский танец № 5" Брамса. Чем шире мы постигаем мировую музыкальную культуру, тем ярче и самобытнее выявляется родная. Эта истина непререкаема. Оттого-то и понятно особое волнение кружковцев Владимира Ильича, когда они в составе оркестра выезжают за пределы нашей страны. Его воспитанники побывали во Франции, Швейцарии, Германии. Дольше всего они гостили у своих немецких друзей. А те пообещали пожаловать с ответным визитом к ребятам из столицы Восточной Сибири, причём целыми семьями. И приехали! Так и наводятся мосты дружбы. Музыка замечательна как раз тем, что мы не нуждаемся в переводчиках. Мелодии, которые предъявляют слушателю музыканты, даже ещё только начинающие, способны ломать лёд некоторого недоверия среди людей, поневоле втянутых в систему политических разногласий разных государств. Разве не так? И оказывается, что всех нас на этой планете тянет к необычному и красивому.
А оркестр русских народных инструментов, несомненно, изюминка гастрольных концертов. И всякий раз вызывает неподдельный интерес у искушённых в отношении музыкального искусства соседей из Европы. Зал пленён! Сам же Владимир Ильич -- из тех скромных тружеников, чьими усилиями добрый свет очага не гаснет: в разные годы им были созданы оркестры русских народных инструментов в двух высших учебных заведениях: не так давно -- в Университете путей сообщения (действующий и поныне), а в прошлом -- и в Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. Что примечательно: в оркестр с большим удовольствием идут студенты-иностранцы. Так, например, в Сельхозакадемии -- молодые люди из Монголии составляли половину от его музыкального коллектива. Возвращаясь домой, они привозили из России самый оригинальный и ценный "сувенир" -- умение играть на удивительном чужеземном инструменте. Здесь мне хотелось бы задержаться на вот таком моменте: бывает, и на долю человека не выпадает столько "приключений", как обернулись события в истории музыкального инструмента, который предпочёл всем остальным Владимир Ильич. Как известно, в 16--17 веках странствующие актёры-певцы (скоморохи) под весёлый перебор трёх струн самым нещадным образом высмеивали пороки сильных мира сего, не обходя и служителей церкви. За что и поплатилась ... домра! Под страхом тюрьмы и смерти (а многих музыкантов, действительно, казнили), инструменты были отобраны, свезены на лобное место и сожжены! Инструментальная музыка стала не в чести. Постепенно даже внешний вид "преступницы" начисто выветрился из памяти. Ещё сто с небольшим лет назад уже никто не знал, как выглядела бывшая любимица народа -- она исчезла. Только в самом конце 19-го века нашлось, невероятным образом сохранившееся! изображение домры, и по нему восстановлен инструмент. Поэтому не случайно в кабинете Владимира Ильича твой взгляд сразу же падает на портрет Василия Васильевича Андреева -- дань почтения к личности человека, воссоздавшего, а вернее сказать, воскресившего для нас домру. Разве не замечательна эта традиция -- БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМИ, переходящая к каждому вновь пришедшему в кружок Владимира Ильича? Между прочим, написал портрет товарищ его студенческих лет -- Анциферов Георгий Васильевич. Преподавая живопись в училище искусств на ул. Карла Маркса, художник одновременно являлся и учащимся этого же учреждения по классу балалайки и домры. Так что картина -- это добрая память и о нём, во всём талантливом. Да, собственно, и о годах их незабываемой юности, проведённой в уютных кабинетах училища (ныне -- музыкального колледжа). Возможно, подсознательно Владимир Ильич почувствовал: он вышел на прямую колею жизни. Но очень важной вехой была и учёба в Иркутской школе № 15. (Позади -- восьмилетняя школа в Тулуне, да начальная в Усть-Ордынском округе, где он родился. Семья "путешествовала" ради образования сына). Удача была явно на его стороне! Старшеклассники, шесть человек, загорелись идеей создать свой оркестр. Сказано -- сделано. Руководителя у них не было, но и "сами -- с усами". Распределили роли, справились. И вот, они уже нарасхват. Где в городе какое важное событие -- там их и ищите! Горячая пора -- выборы. Тогда этот день воспринимался не иначе, как большой праздник. А каким должно быть чувство каждого, если уже на входе в агитпункт тебя бравурно приветствовал оркестр! Русские народные песни чередовались с популярными "Санта Лючия", "Беса ме мучо" -- настроение у всех становилось самым приподнятым! И к детскому ликованию (ради выступления отпускали с уроков) примешивалось чувство ответственности, которое засело в нём крепко-накрепко.
Без малого полсотни лет трудового стажа -- это говорит само за себя. Владимир Ильич не скрывает: однажды стрелка его компаса чуть было не отклонилась кардинально -- после десятилетки получил профессию, не связанную с музыкой, -- окончил медицинское училище... Судьбу не перехитришь. И через три положенных года отработки кабинет зубного техника был покинут. Пластик и металл спасовали. Хотя дома и до сих пор хранится "станочек" и всё, что необходимо для стоматологической помощи. Да, в каждом из двух вариантов результатом его труда, как правило, становилась благодарная улыбка тех, для кого он старался. Однако, сердце властно повелело вернуться к музыке, к своему трёхструнному другу. И именно в этом году впервые идёт набор желающих учиться игре на народных инструментах! Володю совершенно не смутило то, что он -- самоучка. (В седьмом классе купил себе самоучитель, как только получил от родителей в подарок на день рождения мандолину). Поступил! Наставником стал Юрий Малышкин -- практически его ровесник. Вскоре преподавателя забрали в армию, в Забайкальский военный округ -- музыкантом. С очередным письмом в Иркутск пришло фото с памятной надписью: "Володе Кудрявцеву от первого учителя". С тех пор Владимир Ильич и сам множество раз становился первым учителем, собственно, как и его ученики -- Женя Смирнов, Таня Кудрявцева, Света Фильшина. И здесь важнейшее достижение его педагогической деятельности состоит в том, что ему удаётся раз и навсегда привить любовь к хорошему музыкальному вкусу и музыкальным инструментам своего народа, -- уже скольким поколениям!!! Удаётся прививать желание получать настоящее удовольствие от того, что ты умеешь порадовать себя и близких родной русской песней, пусть и без слов. Впрочем, к его кружковцам периодически наведывается баритон областной филармонии Майдар Аюуш, с которым они выступали в зональном смотре в г. Красноярске.Да и самого Владимира Ильича обязательно встретишь в фойе филармонии: то на концерте аккордеониста Александра Чудновского и камерного оркестра "Амадей", то на чествовании дирижёра симфонического оркестра Олега Зверева... И, конечно, не упустит возможности послушать коллегу -- Бориса Бикбова. Жалеет, что не всякий раз получается выкраивать часок-другой: всё расписано намного вперёд.
Не секрет: для каждого педагога нет ничего важнее его учеников. Первым, кого называет, -- Даниил Степанов. Что ж, пусть количество любимчиков, чьи имена заслуженно на слуху у всех дворцовских оркестрантов, множится год от года. От всей души пожелаем Кудрявцеву Владимиру Ильичу удачи в выполнении всех его творческих задумок, крепкого здоровья и долголетия. С предстоящим юбилеем, с новым учебным годом! Двадцать пятым.
|