Новые свойства трюфелевых грибов обнаружили иркутские ученые

18.11.2022

Молодые ученые лаборатории фармацевтической биотехнологии ИГУ обнаружили у трюфелевых грибов ряд полезных веществ и свойств, которые могут быть использованы в сельском хозяйстве, медицине, науке и пищевой промышленности.

Напомним, в 2020 году проект молодых ученых лаборатории фармацевтической биотехнологии ИГУ по исследованию трюфелевых грибов и созданию трюфельной фермы получил поддержку Российского научного фонда (РНФ) в размере трех миллионов рублей. В этом году на продолжение исследований коллектив лаборатории вновь получил грант РНФ.

Для исследования ученые использовали несколько видов трюфелей: летний черный, белый русский, белый пьемонтский и т.д. Первый вид наиболее удобен для получения и изучения его мицелия, из которого впоследствии формируется плодовое тело. Со всеми остальными видами трюфелей проводили исследования их химического и симбионтного состава (симбионты трюфеля — микроорганизмы, живущие в плодовом теле трюфеля и приносящие пользу ему и почве, в которой он обитает). Команда молодых ученых продемонстрировала большое разнообразие бактерий и грибов, вступающих в симбиоз с трюфелевым грибом и изменение их состава в зависимости от местности произрастания трюфеля, его вида, возраста и т.д.

Сельское хозяйство

Культура выращивания трюфелей существует уже давно, но сам процесс вызывает затруднения, потому что трюфели по своей природе особенные: им нужны определенные условия окружающей среды, такие как температура, состав почвы и т.п. Ученые отмечают, что идеальными для выращивания трюфелей были бы лабораторные условия.

Екатерина Малыгина, младший научный сотрудник лаборатории фармацевтической биотехнологии:

«Возможность использования трюфелевых грибов в сельском хозяйстве заключается в их полезных для растений свойствах. Результаты анализа, имеющиеся в зарубежной литературе, показывают, что трюфели благоприятно влияют на растения, улучшая их обмен веществ и ускоряя процесс роста. Для исследования симбиоза высших растений и мицелия грибов, то есть микоризы, наша команда используют такие растения, как сосна сибирская (Pinus sibirica), шиповник майский (Rosa cinnamomea), фикус бенджамина (Ficus benjamina)».

Медицина

Трюфель — кладезь полезных веществ. Наличие большого количества белка, углеводов и жирных кислот может позволить использовать трюфель в качестве биологически активных добавок. Вдобавок к этому ученые ИГУ обнаружили в трюфелях спектр низкомолекулярных соединений, обладающих противоопухолевой, анальгетической, противовоспалительной и даже антиоксидантной активностью.

Антиоксиданты — молекулы, которые борются с активными формами кислорода в клетках организма. Их активность, в свою очередь, способна снижать вероятность возникновения различных нейродегенеративных заболеваний, таких как Альцгеймер, Паркинсон, деменция и т.д.

Также, в сердцевине трюфелевого гриба нашли эйфоретики — вещества, воздействующие на рецепторы клеток головного мозга. Ученые уверены, что в будущем эти вещества могут быть использованы в качестве обезболивающего препарата.

Пищевая промышленность

К несомненной ценности гриба молодые ученые предлагают добавить потенциал его мицелия для получения продуктов питания и для возможной замены мяса. Конечно, это предполагает его использование в производственных масштабах.

Екатерина Малыгина: «Трюфель удивителен по своей структуре и является ценным продуктом. В будущем биологи могут использовать трюфелевый мицелий для производства функциональных продуктов питания».

Изучение трюфелей продолжается. Сейчас перед учеными стоит задача определения особенностей русских трюфелей и их отличия от итальянских и французских грибов. Также продолжается изучение симбиотических организмов этих грибов и их полезных свойств для облегчения закладывания плантации трюфелей в Иркутском регионе.

Магнитные бури, возникшие в результате неоднородности в приполярной ионосфере, исследовали ученые ИСЗФ СО РАН

Научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Илья Едемский и ведущий научный сотрудник института Юрий Ясюкевич провели исследование эффектов магнитных бурь в приполярной ионосфере по данным ГНСС и проанализировали особенности этих эффектов, в зависимости от природы бури. Результаты исследования опубликованы в прошлом году в журнале первого квартиля Remote Sensing. Материал можно прочитать по ссылке.

Устройство для автоматизации операции на глазах разрабатывают в Иркутске

Студент ИРНИТУ Владислав Грибоедов и офтальмолог Вячеслав Кабин создают устройство для автоматизации кросслинкинга роговицы глаза, сообщает пресс-служба вуза.

Лаборатория нейтринной астрофизики будет работать в ИГУ

В Иркутском государственном университете при НИИ прикладной физики создана новая лаборатория — нейтринной астрофизики. Организована она в целях выполнения требований подписанного в конце 2022 года ИГУ соглашения с министерством науки и высшего образования РФ на выполнение госзадания, в рамках которого в течение трех лет ученые-физики получат 54 миллиона рублей.

Итоги научной работы в 2022 году подвели в ИСЗФ СО РАН

В конце 2022 года в Институте солнечно-земной физики СО РАН Ученый совет подвел итоги работы за год. На заседании совета отмечено, что государственное задание выполнено полностью. Важнейшими результатами в результате ранжирования признаны 22 работы, все они прошли предварительный отбор на научных сессиях по отдельным направлениям исследований.

Ситуационный центр цифрового мониторинга и прогнозирования экообстановки будет работать в Приангарье

В Институте динамики систем и теории управления имени Матросова СО РАН открыли Ситуационный центр цифрового мониторинга и прогнозирования экологической обстановки Байкальской природной территории.

История Оксаны Костиной, художественная гимнастика