Ученые РАН об экспедиции «Норникеля» по изучению биоразнообразия: таких глобальных исследований не проводили 30 лет

05.12.2022

Мурманская область, Забайкалье и Красноярский край. Именно в этих регионах присутствия компании «Норильский никель» в последние девять месяцев была развернута активная исследовательская работа по изучению природного разнообразия. Ее весьма оптимистичные результаты ученые Сибирского отделения РАН и руководство ГМК уже озвучили в Чите и Норильске, на очереди – заинтересованная общественность Мурманска и Москвы.

Деятельное участие «Норникеля» в подобных экологических инициативах давно никого не удивляет: компания имеет многолетний опыт в деле сохранения природного разнообразия на территориях расположения своих предприятий. Речь, в частности, идет об активном содействии в работе российских заповедников (Лапландского, Путоранского, «Пасвик», «Дубовая роща» и других), о воспроизводстве водных биологических ресурсов (на одно только зарыбление водоемов ценными породами ГМК ежегодно выделяет десятки миллионов рублей), и, конечно, о финансировании научно-исследовательской деятельности.

Нынешняя Большая научная экспедиция – уже второй масштабный исследовательский поход в Арктику в составе экспертов Сибирского отделения РАН, организованный на средства «Норникеля». А экспедиция действительно большая – в одном только Норильском промышленном районе уже обследовано более 30 тысяч квадратных километров территории.

Участникам экспедиции предстояло провести полевые исследования наземных и водных экосистем, которые включали в себя не только визуальные наблюдения, но также отбор проб, проведение физического, химического и физико-химического анализов, изучение видового состава растительного и животного миров. Руководитель Большой научной экспедиции Виктор Глупов рассказал о предварительных выводах ученых о состоянии популяций животных, насекомых и птиц Норильского промрайона и выявленных зонах влияния индустриальной деятельности на природу.

– Таких глобальных научных исследований не проводили три десятилетия, экспедиция сразу же приобрела статус уникальности. В первую очередь мы выявили зоны влияния предприятий, где развернули основные исследования и сбор материала. Неожиданностью стал тот факт, что по ряду видов животных и растений влияние оказалось не столь велико, как предполагалось. Когда мне говорили, что речь идет о порядка десяти километрах, я был уверен, что их должно быть несколько десятков. Но оказалось, что это не так. А если убрать из анализа наличие хвостохранилищ, то уровень воздействия предприятий «Норникеля» сопоставим с воздействием города. Серьезных, глобальных загрязнений как таковых на этих территориях нет, – сообщил Виктор Глупов.

В мерах «Норильского никеля» по сохранению биоразнообразия и улучшению экологической ситуации на Крайнем Севере руководитель Большой научной экспедиции отдельно выделил «Серную программу», реализуемую ГМК последние несколько нет.

– Когда я узнал об этом проекте, искренне радовался, потому что скоро у вас будет очень серьёзное очищение воздуха – практически 80% выбросов диоксида серы уйдёт. Это приведёт к серьёзным положительным последствиям. Очень ждем результатов. Для ученых это уникальный случай. Полученным данным, пожалуй, нигде не будет аналогов, – отметил Виктор Глупов.

Большая научная экспедиция с участием независимых экспертов из научных институтов РАН – еще один шаг российского горно-металлургического гиганта в деле сохранения флоры и фауны Российской арктической зоны.

– Проведена невероятно важная и интересная работа. Мы опирались на самые строгие международные стандарты. Причем на результатах этого года мы не планируем останавливаться: экспедиция будет продолжена для пополнения наших знаний о территориях присутствия и динамике развития уникальных экосистем. Я уверен, что результаты исследований будут полезны нам и ученым, а также лягут в основу многих научных трудов, которые расширят знания об удивительных северных территориях нашей страны, – прокомментировал вице-президент по промышленной безопасности и экологии «Норникеля» Станислав Селезнев.

С тем, что итоги совместной работы ученых и «Норникеля» будут полезны для всей страны, полностью согласны и эксперты общественной палаты РФ.

– Ученые во всем мире фиксируют сокращение биоразнообразия. Это большая проблема, и я рада, что в России проводят серьезную научную работу, мы сможем вместе вырабатывать необходимые шаги, чтобы биоразнообразие не просто не сокращалось, а могло развиваться, – отметила председатель комиссии общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина.

Новый сезон Байкальского научного слэма стартовал в Иркутске

Новый сезон Байкальского научного слэма открыл межрегиональный Научно-образовательный центр «Байкал». Первое в этом году мероприятие, цель которого популяризировать науку, собрал более 50 слушателей.

Магнитные бури, возникшие в результате неоднородности в приполярной ионосфере, исследовали ученые ИСЗФ СО РАН

Научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Илья Едемский и ведущий научный сотрудник института Юрий Ясюкевич провели исследование эффектов магнитных бурь в приполярной ионосфере по данным ГНСС и проанализировали особенности этих эффектов, в зависимости от природы бури. Результаты исследования опубликованы в прошлом году в журнале первого квартиля Remote Sensing. Материал можно прочитать по ссылке.

Устройство для автоматизации операции на глазах разрабатывают в Иркутске

Студент ИРНИТУ Владислав Грибоедов и офтальмолог Вячеслав Кабин создают устройство для автоматизации кросслинкинга роговицы глаза, сообщает пресс-служба вуза.

Лаборатория нейтринной астрофизики будет работать в ИГУ

В Иркутском государственном университете при НИИ прикладной физики создана новая лаборатория — нейтринной астрофизики. Организована она в целях выполнения требований подписанного в конце 2022 года ИГУ соглашения с министерством науки и высшего образования РФ на выполнение госзадания, в рамках которого в течение трех лет ученые-физики получат 54 миллиона рублей.

Итоги научной работы в 2022 году подвели в ИСЗФ СО РАН

В конце 2022 года в Институте солнечно-земной физики СО РАН Ученый совет подвел итоги работы за год. На заседании совета отмечено, что государственное задание выполнено полностью. Важнейшими результатами в результате ранжирования признаны 22 работы, все они прошли предварительный отбор на научных сессиях по отдельным направлениям исследований.

Сергей Шмидт - серия колонок