Неправильно начинать платить дивиденды, а через какое-то время снова занимать - CFO РусАла

Ольга Шарипова   
26.12.2014 14:25
Полгода назад ОК "РусАл" обратилась в международный суд для получения согласия всех кредиторов по синдикатам на $5 млрд, что стало беспрецедентным случаем в мировой металлургической отрасли. В итоге "РусАл" получил 100%-ное согласие, два кредита были объединены в один, а погашения по нему начались небольшими траншами уже осенью.

В интервью "Интерфаксу" CFO компании Александра Бурико рассказала о связи между уровнем долга и дивидендами; о том, сколько в 2015 году "РусАл" планирует погасить кредитных средств, о ходе переговоров с Евросибэнерго по поставкам электроэнергии КрАЗу и планах развития новых производств на закрытых заводах.

- На ваш взгляд, в следующем году продолжится столь стремительный рост цен на алюминий как в этом, или же будет замедление?

- "РусАл" закладывает стабильную цену - $2400-2500 за тонну с премиями и, в принципе, для нас не имеет значения, какая часть приходится на премии, а какая - на цену LME.

Относительно стабильности на мировом рынке алюминия: с точки зрения потребления эта отрасль демонстрировала устойчивый рост на протяжении последних лет, который даже в кризисный период составлял 6-8% в год. "РусАл" ожидает, что потребление продолжит расти, тем более что есть ряд отраслей, в которых традиционные металлы (сталь) заменяются алюминием. Например, в автомобилестроении.
После того, как мировые производители закрыли объективно убыточные мощности, ни у нас, ни у наших коллег по отрасли не возникло желание нарушать дисциплину и наращивать производство. "РусАл" ранее заявлял, что мировой рынок алюминия будет дефицитным, накопленные во время прошлого кризиса складские запасы будут сокращаться - и на рынке установится здоровый баланс спроса и предложения.

Гигантского роста цены в следующем году не ожидаем, но, безусловно, какие-то скачки и пики возможны. В 2015 году цена на металл будет стабильная, возможен небольшой рост, порядка 5%.

- Какие инвестпроекты приоритетны для "РусАла" в 2015 году?

- Инвестпрограмма компании на следующий год запланирована на уровне $700 млн, в том числе на поддержание мощностей и техперевооружение. У "РусАла" несколько ключевых направлений инвестиций. Во-первых, это экологическая модернизация. Мы планируем внедрять технологию Экологического Содерберга на КрАЗе и БрАЗе. Также в рамках экологического направления идет строительство новой шламовой карты на Ачинском глиноземном комбинате, а также сухих газоочисток на БрАЗе и на кремниевых производствах компании в Шелехове (Иркутская область) и Каменск-Уральском (Свердловская область).

Во-вторых, техперевооружение. Прежде всего, это коснется российских предприятий. Мы были вынуждены экономить на всем, в том числе и на техперевооружение, стараясь, безусловно, сохранить безопасность на производстве. Сейчас "РусАлу" необходимо вернуться к этим инвестициям, в первую очередь на глиноземных предприятиях - Ачинском комбинате, на Богословском и Уральских алюминиевых заводах, где сохранено глиноземное производство

В-третьих, увеличение продукции с добавленной стоимостью. Наш стратегический ориентир в этом направлении - довести долю этой продукции в следующем году до более 50% от общего производства. Есть интересный проект на КрАЗе по выпуску цилиндров большого диаметра, на Кандалакшском заводе - катанки, на Хакасском и Саяногорском заводах - проекты по литейным сплавам. Именно продукция с добавленной стоимостью является самой высокомаржинальной, она более всего востребована рынком.

Еще есть проект Диан-Диан в Гвинее, к которому мы планируем приступить в ближайшее время. Для этого необходимо строительство инфраструктуры и достижение определенных договоренностей как с местным правительством, так и с другими игроками на местном рынке. Мы сейчас активно этим вопросом занимаемся и рассчитываем уже в следующем году начать активную фазу инфраструктурного строительства. Разработка бокситового рудника в Гвинее - очень интересный проект. Дешевый и высококачественный боксит позволит заместить покупной боксит на нашем ирландском глиноземном заводе.

- Продвигаются ли проекты по развитию новых производств на закрытых алюминиевых заводах? Планирует ли "РусАл" возобновлять алюминиевое производство на них?

- Возобновление производства на заводах, которые мы закрыли в прошлом году, будет зависеть не только от цены на металл, но и от наличия долгосрочных контрактов на электроэнергию, но пока местные поставщики не готовы предоставить нам скидки. Без таких договоров перезапуск не имеет смысла.

Тем не менее, "РусАл" развивает на всех закрытых заводах новые совместные проекты, которые предполагают более высокие переделы алюминия. И, что особенно важно, дают новые рабочие места, налоги в бюджет. Это, например, выпуск автокомпонентов на Волховском заводе. На заводе в Надвоицах в активной фазе развивается производство радиаторов. Вы удивитесь, но в России вообще нет производства радиаторов из алюминия! Они закупаются в Китае или Европе. "РусАл" считает, что этот рынок весьма интересный и перспективный, при этом технология производства не самая сложная. Все эти проекты направлены на развитие внутреннего рынка.

На базе Богословского алюминиевого завода (на нем сохранено глиноземное производство) создается индустриальный парк, соучредителем которого мы являемся. На территории индустриального парка уже зарегистрировано 10 проектов. Один из производителей уже начал выпуск продукции - это стиральные порошки, сырье для производства туда поступает с нашего БАЗа. На Волгоградском заводе сейчас рассматривается проект по производству обожженных анодов для КрАЗа, НАЗа и УАЗа, что позволит нам уйти от китайского импорта.
В общем, мы стараемся ничего не бросать и все пристроить к делу.

- В августе "РусАл" завершил рефинансирование синдицированных и двусторонних кредитов. Когда компания планирует начать погашение?
- Мы уже произвели в ноябре первое после августовских договоренностей с банками погашение в размере $20 млн по cash sweep (на выплаты кредита направляются все свободные деньги, кроме операционных расходов и необходимых инвестиций - ИФ).

Следующий транш у нас запланирован на декабрь, объем зависит от ряда факторов, в том числе и от поступления дивидендов "Норникеля".
В 2015 году "РусАл" намерен продолжить погашение. При благоприятной ситуации на следующий год мы планируем выплатить $1-1,5 млрд, в том числе через механизм cash sweep, а также частично погасить рублевые облигации по оферте.

Что же касается плановых погашений синдицированного кредита, то они начнутся с 2016 года. Сash sweep работает только до начала этого периода по PXF (синдкредит - ИФ) и по двусторонним кредитным соглашениям со Сбербанком и Газпромбанком до того момента, пока соотношение чистый долг/EDITDA остается выше 3.

- Насколько сильно изменились договоренности с банками по PXF? Есть ли какие-либо принципиально новые условия?

- Выплаты будут производиться ежеквартально с 2016 года, а проценты по кредиту зависят от коэффициента чистый долг/EBITDA. То есть, чем ниже это соотношение, тем ниже процент. Соответственно, маржа над LIBOR будет снижаться от 4,5% и до 2,8%. Также есть капитализируемые проценты, которые при чистом долге/EBITDA ниже 3,5 будут равняться нулю.

Есть определенные ограничения в плане инвестиций, но они для "РусАла" достаточно комфортны и дают возможность полностью реализовать планируемую инвестпрограмму.

- Каков актуальный остаток по синдкредиту?

- Около $3,5 млрд, что соответствует тем цифрам, которые мы ранее озвучивали. Последние выплаты по PXF были в размере $200 млн в начале этого года. После этого погашения в первом квартале 2014 года цены на алюминий снизились еще больше, и "РусАлу" было необходимо привлекать краткосрочные заимствования для поддержания операционной деятельности. После того, как мы заключили с кредиторами сделки по рефинансированию, наша первая задача была погасить наиболее дорогие краткосрочные кредиты.

Сейчас "РусАл" закрыл все краткосрочные займы - и остались только двусторонние договоренности с банками и PXF. Таким образом, помимо того, что мы погасили, казалось бы, небольшую сумму по PXF ($20 млн), с августа нам также удалось еще и выплатить все краткосрочные займы в размере около $200 млн.

- Выплаты дивидендов зависят исключительно от соотношения чистый долг/EBITDA?

- Правильнее сказать, что это ограничивающий фактор. После того как мы достигнем уровня ниже 3,5 чистый долг/EBITDA, у компании появится возможность выплачивать дивиденды, то есть не будет ограничения со стороны кредиторов. Однако со стороны компании, наверное, пока преждевременно говорить о том, что как только "РусАл" дойдет до этого уровня, тотчас же начнутся выплаты акционерам.
Помимо соотношения чистый долг/EBITDA, стоит учитывать и объем ликвидности. Не стоит забывать, что уже в 2016 году компании необходимо начать плановое погашение по PXF. Неправильно было бы начинать платить дивиденды, чтобы через какое-то время снова привлекать кредиты. При сохранении текущих макропараметров вместе с дивидендами "Норникеля" нам удастся снизить чистый долг/EBITDA до конца следующего года ниже 3. Соответственно после этого, я думаю, совет директоров может рассмотреть вопрос по дивидендам. Выплата дивидендов - это решение не менеджмента, а исключительно совета директоров и акционеров.

- Вы сказали, что при сохранении текущих макропоказателей "РусАл" планирует в следующем году крупные погашения по PXF и, как следствие, рассчитывает на снижение коэффициента чистый долг/EBITDA. Но ведь не исключены риски...

- В "РусАле" два основных макроэкономических фактора риска - это цена алюминия на LME и курс рубля к доллару.

В принципе, "РусАл" достаточно консервативен в своем планировании и прогнозирует стабильную цену на металл. Иными словами, по нашим расчетам на протяжении следующего года стоимость алюминия сохранится в диапазоне $2400-2500 за тонну с учетом премий.

Мы также придерживаемся консервативного подхода к прогнозам по курсу валют на будущий год. Мы не используем текущие значения для прогнозов по причине крайней волатильности курсов в последнее время. Очевидно, чем слабее рубль, тем ниже наша себестоимость в пересчете на доллары. Но, наверное, если курс стабилизируется на уровне 50 руб./$ или выше, то будут уже другие факторы, которые сейчас трудно учесть. Нельзя сказать, что, затраты в рублях останутся неизменными при любом курсе доллара.

- С одной стороны, курс доллара растет, цена на алюминий тоже. Но есть и неприятные моменты - например, расторжение двустороннего договора на поставку электроэнергии для КрАЗа. Как продвигаются переговоры с поставщиком - Евросибэнерго?

- Начиная с октября 2014 года Красноярская ГЭС уведомила "РусАл" о том, что будет поставлять электроэнергию предпочтительному покупателю, не нам. Мы в связи с этим стали покупать электроэнергию на рынке по ценам РСВ (рынок цен на сутки вперед - ИФ) для КрАЗа. "РусАл" сейчас находится в активной фазе переговоров, пытаемся достигнуть новых пониманий с поставщиком. Думаю, что до конца года о каких-то договоренностях станет известно.

- Если "РусАл" договорится с Евросибэнерго о поставке электроэнергии для КрАЗа вновь по двусторонним договорам, цена в нем будет выше, чем было раньше?

- Этого тоже нельзя исключать.

- В конце сентября глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявлял, что до 2020 года банк совместно с правительством рассмотрит возможность постепенной продажи части акций, среди которых есть ценные бумаги "РусАла" (3,15%). В случае положительного решения, как это может отразиться на "РусАле" и на привлекательности его бумаг?

- "РусАл" заинтересован в увеличении объема торгуемых на бирже бумаг, поскольку это приведет к росту ликвидности, а это именно то, чего хотят от нас инвесторы. Ведь акции "РусАла" очень волатильны, в том числе из-за низкой ликвидности, и даже несколько небольших игроков могут подвинуть котировки как в одну, так и в другую сторону.

С этой точки зрения, если ВЭБу будет разумно (для себя в первую очередь) продавать частями акции "РусАла", мы получим увеличение ликвидности, и от этого инвестиционное сообщество должно только выиграть.

- Ранее вы заявляли, что "РусАл" заинтересован во вторичном размещении облигаций "дочек", но подчеркивали, что пока говорить об этом рано. Не настало ли время серьезно об этом задуматься, учитывая сильные финансовые результаты "РусАла" и оптимистичные прогнозы по рынку алюминия?

- Мы всегда изучаем возможности по оптимизации кредитного портфеля. Если можно будет заместить какой-то дорогой долг более дешевым, мы, безусловно, будем к этому стремиться. Сейчас ситуация на российском рынке кредитования не самая благополучная из-за низкой ликвидности, желания срочно разместиться нет. Возможно, после определенных действий Центробанка на российском рынке наступит некоторая стабильность, и со своей стороны "РусАл" готов к размещению. Более того, у нас даже есть зарегистрированный выпуск облигаций КрАЗа, который может в ускоренном режиме реализоваться.

- Традиционный вопрос для "РусАла" за последнее время. Компания по-прежнему намерена получить первый металл на БоАЗе до конца года?

- Есть целый ряд причин, по которым в целях рациональности "РусАл" рассматривает перенос запуска, в том числе и из-за наступившего сурового зимнего периода в Сибири, ведь есть определенные ограничения по запуску производства. Поэтому вместе с партнерами сейчас обсуждаем сроки запуска весной 2015 года. Перенос запуска завода на несколько месяцев не принципиален для такого крупного проекта.
- Действительно "РусАл" ведет переговоры о консолидации 100% Богучанского завода?

- Я не готова комментировать слухи. Мы работаем вместе с нашим партнером, и это закреплено соответствующими договоренностями, а также кредитным соглашением с ВЭБом.

- Не нашел ли "РусАл" партнера для Тайшетского проекта?

- Строительство Тайшетского алюминиевого завода до сих пор заморожено и сейчас мы рассматриваем, как разделить мощности завода (700-750 тыс. тонн) на этапы, но при этом не потерять экономическую целесообразность. Также работаем по привлечению стратегических партнеров в проект, в первую очередь из Китая. Например, по проекту велись переговоры с Chalco. Для "РусАла" Тайшет весьма интересный инвестпроект в виду современных технологий, отличной логистики, хорошего расположения с точки зрения электроснабжения.

По сообщению пресс-службы компании
Метки:
 

Сергей Шмидт - серия колонок

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок