РУСАЛ на фоне мирового алюминиевого кризиса снизил в 2015 году выручку, но остался в прибыли

Ольга Шарипова   
11.03.2016 13:20
В результате неблагоприятной ситуации на мировом алюминиевом рынке выручка компании РУСАЛ в 2015 году снизилась на 7,2% – до 8 680 млн долларов США по сравнению с 9 357 млн долларов США в 2014 году. Однако компания по итогам года получила прибыль в 558 миллионов рублей, в то время как в 2014 году – она оставалась в убытке.

В четвертом квартале 2015 года цены на алюминий на Лондонской бирже металлов (LME) продолжили резко снижаться и достигли в среднем 1 495 долларов США за тонну – самой низкой отметки со второго полугодия 2009 года. Таким образом, снижение цены составило 24,0% по сравнению с 1 968 долларами США в четвертом квартале 2014  года.

В этом положении выручка в четвертом квартале 2015 года снизилась на 25,6% – до 1 857 млн долларов США по сравнению с 2 496 млн долларов США в четвертом квартале 2014 года.

Выручка от реализации первичного алюминия и сплавов в целом снизилась на 544 млн долларов США, или на 7,0% – до 7 279 млн долларов США в 2015 году по сравнению с 7 823 млн долларов США в 2014 году. Это связано в первую очередь со снижением на 9,8% средневзвешенной цены реализации алюминия, что обусловлено снижением цены алюминия на LME (в среднем до 1 663 долларов США за тонну в 2015 году по сравнению с 1 866 долларами США за тонну в 2014 году), а также снижением премий к цене на LME в различных географических сегментах (в среднем до 281 доллара США за тонну с 380 долларов США за тонну в 2015 и 2014 годах соответственно).

Выручка от реализации глинозема выросла на 26 млн долларов США, или на 4,6% – до 595 млн долларов США в 2015 году по сравнению с 569 млн долларов США в 2014 году, что преимущественно связано с ростом на 6,1% средней цены реализации, но было частично компенсировано снижением на 1,2% объемов реализации глинозема.

Выручка от реализации фольги снизилась на 10,9% – до 270 млн долларов США в 2015 году по сравнению с 303 млн долларов США в 2014 году преимущественно из-за снижения средней цены реализации на 3,2% и снижения объемов реализации фольги на 7,9%.

Прочая выручка, включая продажу бокситов и электроэнергии, снизилась на 19,0% – до 536 млн долларов США в 2015 году по сравнению с 662 млн долларов США в 2014 году, что связано со снижением на 48,8% реализации бокситов и снижением на 11,3% продаж прочей продукции.

Для РУСАЛа ключевой приоритет – внутренний рынок с его хорошим потенциалом для роста. Именно поэтому у компании вызывает обеспокоенность тот факт, что вопреки росту мирового спроса, в 2015 году сокращение потребления первичного алюминия на рынке России и СНГ составило около 11%, что связано со снижением спроса со стороны основных  отраслей (автомобильная, строительная).

Ранее директор по сбыту в России и странах СНГ РУСАЛа Роман Андрюшин сообщал: «Если в 1990 году потребление алюминия в России доходило до 3 млн тонн, то сейчас сократилось в разы и составляет 1,5 млн. тонн. При этом в мире прямо противоположная тенденция: потребление растет. Мы считаем, что это нездоровый фактор индустрии и экономики в целом. При этом мы ставим очень амбициозные цели: планируем в ближайшее увеличить потребление в России до 2,2 млн тонн».

Именно поэтому в конце 2015 года РУСАЛ стал одним из активных участников созданной Алюминиевой ассоциации, основной целью которой стала разработка и реализация мер,  направленных на  развитие алюминиевой отрасли России.

В прошлом году компания продолжила курс на развитие продукции с добавленной стоимостью (ПДС), создание инновационных технологий (инертный анод, алюминий-циркониевая катанка).

Благодаря постоянному контролю над издержками, развитию производственной системы, а также ослаблению местной валюты, РУСАЛу удалось преодолеть влияние негативных отраслевых факторов и закончить 2015 год с показателем скорректированной EBITDA на уровне 2 015 млн долларов США по сравнению со скорректированной EBITDA в размере 1 514 млн долларов США в прошлом году.

В результате предпринятых компанией мер по повышению эффективности себестоимость на тонну в алюминиевом сегменте снизилась на 15,6% – до 1 410 долларов США в четвертом квартале 2015 года по сравнению с 1 671 долларом США в аналогичном периоде прошлого года.

Себестоимость реализации

Общая себестоимость реализации снизилась на 1 008 млн долларов США, или на 14,0% – до 6 215 млн долларов США в 2015 году по сравнению с 7 223 млн долларов США в 2014 году. Снижение было преимущественно обусловлено продолжающимся снижением в сравниваемых периодах курса рубля и украинской гривны по отношению к доллару США на 58,7 и 83,3% соответственно.
Затраты на приобретение глинозема в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизились на 130 млн долларов США, или на 15,1%, преимущественно в связи со снижением расходов на транспортировку глинозема из-за существенного ослабления курса российского рубля, а также небольшого снижения тарифов.

Затраты на приобретение бокситов снизились на 10,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом в связи со снижением объема закупок.
Затраты на приобретение сырья (за исключением глинозема и бокситов) и прочих материалов снизились на 13,8% в 2015 году по сравнению с 2014 годом, что связано со снижением закупочных цен (на сырой нефтяной кокс – на 21,7%, кальцинированный нефтяной кокс – на 10,4%, сырой нефтяной пек – на 11,1%, пек – на 3,2%) и снижением объема закупок.

Затраты на электроэнергию в 2015 году снизились на 12,9% – до 1 680 млн долларов США по сравнению с 1 929 млн долларов США в 2014 году, что обусловлено в первую очередь продолжающимся ослаблением курса российского рубля по отношению к доллару США
Результаты операционной деятельности

В результате влияния вышеупомянутых факторов в 2015 году компания существенно улучшила результат операционной деятельности и скорректированную EBITDA, которые составили 1 409 млн долларов США и 2 015 млн долларов США соответственно по сравнению с результатом операционной деятельности и скорректированной EBITDA в размере 942 млн долларов США и 1 514 млн долларов США соответственно годом ранее.

Прибыль компании составила 558 млн долларов США в 2015 году по сравнению с убытком 91 млн долларов США в 2014 году.

Прогноз рынка на 2016 год

РУСАЛ ожидает, что мировой спрос на алюминий в 2016 году вырастет на 5,7%, или на 3 млн тонн, и достигнет 59,6 млн тонн в результате уверенного роста потребления в Северной Америке, Европе и Азии. Спрос на алюминий в Китае в 2016 году вырастет на 7% – до 31 млн тонн. Наибольший вклад в рост спроса в 2016 году внесет транспортный сектор – на него придется половина всего роста спроса, или 1,5 млн тонн. Также существенный вклад внесут строительная отрасль, электрические товары длительного пользования и упаковка.

С точки зрения предложения прогнозируется, что производство алюминия в Китае будет расти самыми медленными темпами за последние пять лет – рост составит 4,8% в 2016 году по сравнению со средним за пять лет значением 12% и 9,6% в 2015 году.

При текущей полной цене на алюминий около 5 млн тонн алюминиевых мощностей вне Китая остаются убыточными. Прогнозируется, что производство алюминия вне Китая сократится на 100 тыс. тонн в 2016 году по сравнению с 2015 годом – до 26,2 млн тонн. В результате дефицит на рынке вне Китая увеличится до 2,4 млн тонн в 2016 году с 1,2 млн тонн в 2015 году.

Ожидается, что экспорт китайских полуфабрикатов в 2016 году замедлится по сравнению с 2015 годом в связи с меньшими возможностями арбитража из-за ожидающихся значительно более низких премий вне Китая и более высоких цен алюминия на SHFE в связи с сокращениями мощностей в Китае.

Ожидается, что мировой рынок первичного алюминия в 2016 году войдет в состояние дефицита, который составит 1,2 млн тонн по сравнению с профицитом 0,6 млн тонн в 2015 году.



Новости компаний

Центр социальных программ РУСАЛа отмечает 20-летие

В этом году благотворительный фонд «Центр социальных программ РУСАЛа» отмечает юбилей – уже 20 лет благодаря его поддержке меняются и получают развитие города ответственности компании.

 
БрАЗ рассказал о становлении российского алюминия

30 лет назад в сибирском Саяногорске началась новая эпоха российской алюминиевой отрасли. 15 ноября 1994 года, выпускник физфака МГУ Олег Дерипаска был избран генеральным директором Саяногорского алюминиевого завода.

 
Студенты БрИМТ побывали на экскурсии на БрАЗе

Студенты 1 курса Братского индустриально-металлургического техникума (БрИМТ) направления «электролизник расплавленных солей» побывали с экскурсией на БрАЗе.

 
Управляющим директором БрАЗа назначен Игорь Волохов

РУСАЛ, один из крупнейших в мире производителей алюминия, объявляет о новых кадровых назначениях. Игорь Волохов с 18 ноября 2024 года назначен на должность управляющего директора Братского алюминиевого завода.

 
Алюминий «РУСАЛа » становится «зеленым»

Для борьбы с глобальным потеплением миру необходимо переходить на производство зеленого алюминия, пишут «Ведомости». Издание отмечает, что мировым лидером по выпуску такого металла стал «РУСАЛ».


Метки:
 

Леонид Корытный - о проблемах Байкала

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок