Сбер рассказал об итогах «Господдержки» и восстановлении ипотечного рынка на Финансовом конгрессе Банка России |
ИА БайкалИнформ | |||||||||||||||
05.07.2024 14:30 | |||||||||||||||
Сбер рассказал об итогах льготной ипотеки «Господдержка», дал прогноз по восстановлению рынка ипотечного кредитования и обсудил применение искусственного интеллекта в человекоцентричной стратегии развития бизнеса на Финансовом конгрессе Банка России. Об этом сообщает пресс-служба компании. Сбер подвел итоги работы по программе льготной ипотеки «Господдержка»Сбербанк выдал более 900 тысяч кредитов на сумму около 3 триллионов рублей по программе «Господдержка» за все время ее действия. Об этом сообщил первый заместитель председателя правления Сбербанка Кирилл Царёв в кулуарах Финансового конгресса Банка России. По его словам, в последние годы спрос на программу рос высоким темпами: если в 2022 году было выдано около 152 тысяч ипотечных кредитов, то в 2023 году – 284 тысяч. В этом году количество выдач также велико: за неполные шесть месяцев было выдано около 83 тысяч. По данным Домклик Сбербанка, большинство выдач пришлось на первичный рынок: около 73%. На рынок ИЖС пришлось около 14% всех выдач по программе, причем в последние годы доля ИЖС активно росла: если в 2022 году доля ИЖС составляла 8%, то в 2023 году – 24%. В этом году процент выдач вырос еще сильнее – до ~50%. Данную программу запустили в апреле 2020 года как меру поддержки населения и строительной отрасли в условиях пандемии. В рамках программы можно было взять кредит по сниженной ставке на покупку квартиры в новостройке, а также на приобретение и строительство дома – как самостоятельное, так и с подрядчиком. Первоначальный взнос по «Господдержке» составлял 30%, максимальная сумма кредита – 6 миллионов рублей для всех регионов. Сбер дал прогноз по восстановлению рынка ипотечного кредитования после завершения льготных программПосле завершения массовой льготной ипотеки количество выдач на ипотечном рынке РФ снизится, однако к концу года объемы выдач на рынке будут сопоставимы с маем-июнем этого года. Таким образом, к концу 2024 года на российском ипотечном рынке будет оформлено 1,5 миллиона сделок. Об этом заявил первый заместитель председателя правления Сбербанка Кирилл Царёв в кулуарах Финансового конгресса Банка России. По его словам, в предстоящем втором полугодии мы также увидим значительное изменение распределения по ипотечным программам. Доля льготных программ в объеме выдач по всему рынку ипотеки в РФ будет составлять 56-58%, что всего на 16% ниже значений первого полугодия 2024 года. По данным Домклик Сбера, за неполные шесть месяцев 2024 года, доля льготной ипотеки составила 54% (+18 процентных пунктов по отношению к аналогичному периоду 2023 года). Доля «Господдержки» – 24% (+8 процентных пунктов). Доля «Семейной ипотеки» также около 24% (+8 процентных пунктов). Александр Ведяхин: важно удерживать клиента, исходя из его человеческих потребностейКак меняются бизнес-модели отечественных банков, какие технологии внедряются, какие вызовы и возможности существуют на этом непростом пути? Эти и другие аспекты развития банковского сектора обсуждались на сессии Финансового конгресса Банка России «Трансформация бизнес-моделей. Стратегическое видение», в которой принял участие первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин. Вначале Александр Ведяхин рассказал о новой человекоцентричной стратегии Сбера. По его словам, стартовав как продуктоориентированная компания, банк затем трансформировался в клиентоцентричную компанию. Но вскоре стало понятно, что клиент – это прежде всего человек и у него есть множество потребностей, которые не видно, если рассматривать его только как клиента. – Если мы посмотрим на наших клиентов, то поймём, что не видим 90% тех задач, проблем, вопросов, которые есть у наших клиентов как у людей. Когда мы поняли, что клиент и человек – это человек больше, чем клиент, мы подумали, что очень важно максимально удерживать нашего клиента, исходя из его человеческих потребностей, вместе с нами. Потому что мы постепенно переходим на расчёт CLTV – Customer Lifetime Value: чем дольше с нами клиент, тем больше по совокупности лет мы зарабатываем. Но клиента необходимо удерживать чем-то большим, чем просто банковскими продуктами: должны быть и продукты небанковские, и наши, и не наши, закрытая полка и открытая полка. Клиент-человек удерживается максимально рядом. За счёт длительности пребывания с нами клиента получается максимизация долгосрочной прибыли. Это хорошо и человеку, и финансовой организации. Это не ноу-хау: по этому пути идут все. А кто не идёт – про эти организации мы забудем через пять, семь, десять лет максимум, – рассказал Александр Ведяхин. Отвечая на вопрос о роли технологий, Александр Ведяхин отметил, что сейчас идёт конкуренция за клиентский, человеческий опыт – и в этой конкуренции без искусственного интеллекта невозможно быть максимально релевантным. – У Сбера 108 миллионов клиентов-физлиц – умножим это число на 365 дней в году, на количество ситуаций, которые происходят у каждого человека в день, на количество продуктов, в том числе партнёрских. Получается 10 в 45-й степени – больше, чем атомов во Вселенной. Только благодаря IT-технологиям и искусственному интеллекту можно для конкретного человека предложить решение его конкретной ситуации с конкретным релевантным продуктом – без навязывания, а так, чтобы человек сказал: «Да, это ровно то, что мне сейчас нужно». Без искусственного интеллекта – вообще никак. В этом году финансовый эффект от внедрения искусственного интеллекта в Сбере, по нашим прогнозам, составит 400–450 миллиардов рублей. Это в первую очередь за счёт кредитов, правильного таргетирования, правильных продаж – там лучше воронка, лучше отклик у клиентов и так далее. То есть везде, где прикладываешь искусственный интеллект, – резкие значительные улучшения. И для финансового результата тоже, – говорит Александр Ведяхин. Вместе с тем искусственный интеллект – очень дорогая технология. Качественную большую языковую модель (LLM) невозможно просто скачать из интернета, поскольку она обучена на других ценностях и не будет релевантна для российской специфики. Поэтому Сбер строит собственную LLM GigaChat, которая позволит быть геймчейнджером для достижения максимальной удовлетворённости клиентов и максимального повышения эффективности сотрудников. С другой стороны, переход из модели банков в модель IT-компаний может привести к тому, что на финансовом рынке останется три-пять крупных игроков, что неправильно с точки зрения конкуренции. Только на хорошо развитом конкурентном рынке получается интересный бизнес: это драйвит Сбер и очень хорошо для клиентов. Каковы ключевые вызовы для российских банков и какие возможности помогут их преодолеть – такой вопрос завершил дискуссию. По мнению Александра Ведяхина, основные вызовы для Сбера сегодня – это кадры и доступность технологий, в том числе вычислительных мощностей. А ключевые возможности – это искусственный интеллект и развитие рынка капитала. В сессии также приняли участие председатель правления Совкомбанка Дмитрий Гусев, заместитель президента и председателя правления ВТБ Вадим Кулик и председатель правления Ozon Банка Андрей Личманов. Модерировала дискуссию заместитель председателя Банка России Ольга Полякова. СПРАВКА:
Метки: |