Форум "Образование Иркутска-2015": О школе без барьеров и новых трендах в обучении

Надежда Зайцева, ОАО «Сибэкспоцентр»   
13.02.2015 11:51
Форум "Образование Иркутска - 2015" состоялся на площадке Иркутского выставочного комплекса "Сибэкспоцентр". Своими впечатлениями в жанре репортажа с нашими читателями традиционно делится журналист Надежда Зайцева.

Подержать в руках сварочный аппарат, да еще и сварганить шов, пусть и виртуальный, я честно признаться, совсем не мечтала. А пришлось. Молодой человек, как выяснилось, студент третьего курса машиностроительного техникума так горячо и заинтересованно увлекал процессом, что повинуясь его искреннему желанию делиться опытом, я надела каску с 3D очками и стала водить ножом, через каждый миллиметр своего шва слыша оценку компьютерного контролера, что косячу напропалую. Не просто так классный сварщик ценится на вес золота – теперь я это знаю не понаслышке!

Ну что ж, в прошлый раз здесь же, в «Сибэкспоцентре», желающие на самолете летали, а нынче безостановочно работал симулятор автомобильного движения – новые возможности и технологии обучения были в повестке дня форума «Образование Иркутска – 2015». Он проходил в десятый, юбилейный раз и открывал сезон специализированных масштабных мероприятий в «Сибэкспоцентре», давно зарекомендовавшем себя стратегической и тестовой региональной площадкой, на которой хорошо просматриваются газ и тормоз развития нашей области, ее синхронизация с новыми трендами.

Вот и Форум оставил впечатление подвижной, обогащающейся и меняющейся субстанции, в которой постоянно, как в химической колбе, происходят новые соединения и реакции, дающие новое качество и, конечно, новые проблемы. Под громкие крики, что все наше образование развалено и загублено, идет поиск новых форм и новых технологий обучения, формирования новых стандартов и другой среды, отвечающим вызовам времени. А они, конечно, непростые и ломают устоявшиеся представления о мире.

Ну, во-первых, он стремительно становится цифровым, погружая учеников и учителей в виртуальную реальность, а smart технику с робототехникой в образовательную систему, что и было ярко выражено на форуме.

Во-вторых, качественные изменения в потребностях людей, когда работа должна быть не только средством заработка, чтобы прокормиться, а способом реализации своего предназначения, ставит и перед школой задачу способствовать распознаванию личностных задатков и создавать условия для их проявления. Недаром на форуме «Образование Иркутска – 2015» школьники наравне со своими педагогами представляли свои презентации по темам, которые они с интересом исследуют и разрабатывают. Мне вообще кажется, что ученики и учителя в новом процессе стали ближе друг к другу по своим позициям. Уходит в прошлое образ безапелляционной «училки», всегда правой и непоколебимой, как китайская стена, ярко воплощенный в советском кинематографе. Формируется совсем другой тип педагога, который сам постоянно учится и не может быть оголтелым перфекционистом, потому что это тормозит движение вперед и заставляет зависать, как компьютер.

Сегодня требуется быть в потоке обновляющейся информации и уметь оставлять вопросы открытыми - а это совсем другая психология. Она, кстати, прочно вошла в образовательную систему, и темы многих выступлений на форуме напрямую были связаны с психологией.
Что касается образа педагога, то, судя по форуму, он сегодня в принципе другой – это автор своих исследований и проектов, креативщик, заинтересованный в признании, который обеспечивает пиар своим разработкам. А иначе о них мало кто узнает. Стенды с художественными фотопортретами и портфолио педагогов свидетельствовали о том. Да и конкурс среди педагогов «Признание», который идет сейчас полным ходом через интернет-голосование – тоже.

Мне кажется, не так и давно мы снимали передачу в одной из иркутских школ об учителе литературы, на занятиях которого дети писали подражание сонетам Шекспира и даже пели их – это был авторский проект, единичный и не всеми одобряемый, а сегодня уже даже неприлично не иметь такого проекта. Такие времена в образовании.

Большинство из проектов, представленных на форуме, касались дополнительного образования, связанного с развитием творческих способностей у детей. А многие мастер-классы, которые проходили на форуме, появились благодаря тому, что тему или технику педагог нашел в интернете, увлекся сам и теперь передает навыки школьникам.

- Техника эбру – рисование на воде – была здесь у нас в Сибири, среди бурятов. Но, похоже, они ее утратили, - рассказывает ведущая мастер-класса, - а в Турции она не только сохранилась, но и стала духовной практикой. Любой уникальный рисунок, сделанный на воде, можно перенести на бумагу и сохранить свое мистическое отношение с миром прекрасного – это и самопознание и самоутверждение, а самое главное – процесс творчества, который увлекает всех.

В «Поколении next» – так назывался один из стендов с портретами лучших учеников – все должно быть прекрасно – и подготовленность к ЕГЭ, и развитое творческое начало, и спортивная подготовка, и культурный багаж. Да и слово next не зря было написано по-английски – знание языков расширяет возможности и снимает барьеры.

Безбарьерная среда стала одной из ключевых тем на форуме, который традиционно проводит департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска в «Сибэкспоцентре». Инклюзивное образование – то есть доступное для всех, в том числе для детей с ограниченными возможностями, должно стать социальной нормой. А пока это подвиг родителей – актрисы Ии Савиной, сын которой с синдромом Дауна освоил несколько языков, стал художником; в прошлом политика, ныне общественного деятеля Ирины Хакамады, младшая дочь которой тоже растет с лишней хромосомой.

«Люди так не делятся» - телевизионный ролик, идущий по всем каналам, должен воплотиться в жизнь. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ну, во-первых, сами школы нужно адаптировать под новые нужды, во-вторых, не очень-то общество готово к таким преобразованиям. Мне друзья-проектировщики, с которыми я завела этот разговор, признавались, что когда создание пандусов для инвалидов носило рекомендательный характер, заказчики первым делом отказывались от этой части проекта… Школе в этой социальной перестройке придется взять удар на себя. И это не просто фигура речи. Все мы знаем, что дети в общении бывают жестоки и могут отвесить такой эпитет, что тот, кому он адресован, будет носить его как клеймо. Как с этим справиться, как всего этого избежать – вопросы при обсуждении новой модели школы множились, а опыт, наработки и просто информация впитывались как почва, уставшая ждать дождя.

Впрочем, многолетний инклюзивный опыт в школе был, потому что в ней всегда учились плохо видящие и слабо слышащие дети, но сейчас круг учащихся с особенностями развития значительно расширится и чтобы соединить два – коррекционный и общеобразовательный – процесса, потребуется сделать равномерный и грамотный сварочный шов.

Новости образования

Победителем Всероссийского конкурса Знание.Лектор стал замминистра по молодежной политике Иркутской области

Победителем четвертого сезона конкурса Знание.Лектор стал заместитель министра по молодежной политике Иркутской области Илья Иванов.

 
Агрессивный пятиклассник напал на математичку

В одной из петербургских школ начали внутреннее расследование после нападения ученика на преподавателя. Учительница сейчас находится на больничном.

 
Для молодых медиков введут обязательную отработку «по распределению»

Предложение Минздрава РФ ввести систему обязательных отработок для выпускников медицинских вузов и колледжей, обучающихся за счет бюджета, закономерно вызвало бурное обсуждение. Размышляет Илья Гращенков, политолог

 
Курс «Семьеведение» введут в детсадах Забайкалья

В Забайкальском крае с 2025 года в программу дошкольного образования будет введен курс «Семьеведение», пишет asiarussia.ru.

 
Дни ВГИК впервые пройдут в Иркутской области

В Иркутской области с 24 по 26 марта 2025 года впервые пройдут Дни Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).


 

О жизни в Китае рассказ

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок