Новые стандарты образования начнут вводить в школах Приангарья уже в этом году

Ольга Шарипова   
26.06.2012 16:44

При введении новых федеральных государственных стандартов общего образования (ФОС) в 2012-2013 году в Иркутской области обучение детей в школах останется бесплатным. Предполагается, что за девять классов ребенок должен получить основной объем знаний, а на старшей ступени школьного образования – определиться с выбором направления, в котором он бы захотел себя реализовать. Об этом сегодня на пресс-конференции рассказал министр образования Иркутской области Виктор Басюк. «В мае был подписан заключительный распорядительный документ относительно введения новых образовательных стандартов в старшей ступени общеобразовательной школы. На сегодняшний день формирование нормативно-правовой базы по ФОС завершено. Введение стандартов началось в Приангарье с сентября 2011 года, когда все первоклассники пошли в школу обучаться по новой системе. Планируется, что в этом году в режиме эксперимента учиться по новым стандартам будут пятые классы, в постоянном режиме – первые и вторые классы, третьи классы – также экспериментально. С сентября 2013 года реализацию эксперимента предполагается начать в старшей ступени. Отмечу, что в нем будут участвовать не все школы, а только те, которые располагают необходимой материально-технической базой и кадрами. Полностью переход на новые федеральные стандарты образования планируется завершить к 2025 году», – рассказал Виктор Басюк.

Отдельно министр остановился на отличиях новых стандартов от старой системы школьного обучения. «Во-первых, смещаются акценты. Если раньше целью образования было дать некий объем знаний по предметам, то сейчас планируется развивать универсальные учебные навыки детей на основе полученных знаний. Это необходимо, чтобы ребенок умел применить знания на практике. Во-вторых, в старом стандарте ничего не говорилось о личностном результате ученика, сейчас же это закладывается в основу обучения. Кроме того, обучение должно базироваться на концепции духовно-нравственного развития личности, воспитание становится частью обучения. Наконец, мы планируем частично отойти от классно-урочной системы, развивать другие формы обучения, например, проектную деятельность. Возможно, потом ребенок будет посещать уроки по своей программе, выбирая то, что ему нужно для будущего», – отметил Виктор Басюк.

Среди требований к новым стандартам – результаты освоения основной программы по ступеням, а также новая структура построения образовательной программы. По словам министра, раньше с первого по одиннадцатый класс среди предметов 3/4 были обязательные и 1/4 – вариативные. Сейчас в зависимости от ступени обучения соотношение обязательных и вариативных предметов меняется: в начальной школе оно составит 80 к 20, в средней ступени – 60 к 40, в старшей – 40 к 60.

«Ни в одном из документов нового федерального образовательного стандарта не говорится о том, что образование будет платным. «Например, в старшей школе согласно стандартам ребенку отводятся 37 часов в неделю, при этом предметы будут делиться на три уровня: базовые, профильные и интегрированные. Количество предметов сократится: если раньше старшеклассники изучали от 18 до 21 предмета, то по новому стандарту у него останется 10-12 предметов. Это даст возможность в рамках 37 часов изучать их более углубленно. Если ребенок учится, например, в социально-гуманитарном классе, он имеет право выбрать предмет из другой области, в частности, физику, но изучать ее он будет как интегрированный в своем профиле. Сейчас среди основных задач – разработать и адаптировать имеющиеся школьные программы к различным профилям. В каждом профиле предполагается разное количество предметов. Среди обязательных школьных предметов – русский язык, математика, ОБЖ, физкультура, иностранный язык, история», – подчеркнул Виктор Басюк.

Что касается системы аттестации выпускников, то принцип формирования заданий ЕГЭ на базе объема полученных знаний будет сохраняться до тех пор, пока стандарты не будут введены во всех классах. Планируется, что потом в экзаменационных заданиях ученики должны будут показать не только знания, но и продемонстрировать свои личностные достижения. «Сказать, как точно это будет выглядеть, пока сложно, у нас есть институты, которые специально разрабатывают задания ЕГЭ, они этим займутся», – отметил Виктор Басюк.

По его словам, новые образовательные стандарты призваны сформировать выпускника, максимально приспособленного к реалиям современной жизни, чтобы он мог воспользоваться полученными знаниями, строя свою карьеру: «Чтобы принести пользу Родине, сначала надо состояться самостоятельно».

 

О жизни в Китае рассказ

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок