В ИСЗФ СО РАН разрабатывают задачи для олимпиады НТИ по направлению «Технологии беспроводной связи»

Ольга Шарипова   
30.01.2019 14:15

Сотрудники Института солнечно-земной физики СО РАН Олег Бернгардт, Валентин Лебедев и Дмитрий Кушнарев совместно с группой разработчиков ООО «Полюс-НТ» разрабатывают задания для Всероссийской инженерной олимпиады школьников НТИ по направлению «Технологии беспроводной связи».

НТИ – Национальная технологическая инициатива – программа глобального технологического лидерства России к 2035 году. В 2017 году финал проходил в Сочи, в образовательном центре «Сириус», в прошлом году – в Университете Иннополис (Казань). Иркутск тогда представляли два участника.

Старший научный сотрудник лаборатории развития новых методов радиофизической диагностики атмосферы ИСЗФ СО РАН Валентин Лебедев рассказал, что олимпиада проводится в три этапа. Первый из них – заочный – продолжается два месяца, в нем может принять участие любой зарегистрировавшийся на сайте олимпиады. За это время участнику необходимо индивидуально решить несколько задач по математике и информатике уровня городской олимпиады. В этом году, как и в прошлом, в первом этапе приняли участие около четырех тысяч школьников со всей России. Участники, набравшие определенное количество баллов, проходят во второй тур, также заочный, где объединяются в команды и решают уже более сложные задачи.

- Задачи для этого этапа мы составляем так, чтобы поодиночке решить их было практически невозможно, - подчеркнул Валентин Лебедев. - Решать задачи ребята могут с помощью наставников или самостоятельно, им разрешается пользоваться всеми возможными источниками. Часть задач имеют не точное решение, а приближенное. С помощью тестов мы оцениваем точность решения, быстродействие (задача должна быть решена за определенное время) и экономичность (решение не должно требовать неограниченного объема памяти компьютера), а также сбалансированность. Можно, например, пожертвовать красотой программы и получить результат, а значит, определенные баллы, а можно совершенствовать программу до бесконечности, и в итоге она будет абсолютно неэкономичной.

Эксперты отметили, что задачи второго этапа требуют от участников не только хорошего знания математики и информатики, но и навыков исследователя.

- В прошлом году у нас в качестве одной из задач была реальная задача НАСА – определение положения объекта в космосе с помощью межзвездных радиоисточников. Надо было определить положение с помощью звездных радиоисточников (пульсаров), - рассказал заведующий лабораторией исследования динамических процессов в ионосфере ИСЗФ СО РАН Олег Бернгардт. – Несмотря на то, что мы эту задачу значительно упростили, она все равно осталась достаточно сложной, но некоторые ребята с ней справились.

В этом году во второй этап прошли 150 участников, и лишь пятая часть из них станет участниками финала, который пройдет 13 – 19 марта в Иркутске. Финальный этап включает в себя командный турнир (на решение пяти задач команде отводится три – четыре дня) и индивидуальное первенство (задачи по математике и информатике надо решать за три – четыре часа). Баллы участникам начисляются как за командные, так и за личные достижения.

Для третьего этапа сотрудники ИСЗФ совместно с компанией «Полюс-НТ» собирают специально сконструированный комплекс – стенд, состоящий из нескольких компьютеров, инфракрасного канала связи и движущихся частей. Этот стенд позволяет имитировать передачу данных в сложных условиях зашумленного канала связи, а также промоделировать ситуацию сопровождения движущегося приемо-передатчика. Одновременно стенд знакомит участников с основами кодирования и сжатия данных и навыками работы с реальными сигналами.

Сейчас у сотрудников ИСЗФ самая горячая пора.

- Мы дорабатываем задачи, модернизируем оборудование, готовим программное обеспечение для оценки работ и выставления баллов, - отметил Олег Бернгардт. - Задачи будут сложными, но интересными, «натаскать» на них невозможно, в отличие от ЕГЭ, поэтому детям приходится изобретать что-то свое. Вот, к примеру, в прошлом году одна из задач состояла в том, чтобы передать большой файл – картинку шестеренки объемом 30 Мб, при этом скорость передачи была низкой и имелись помехи из-за хаотично движущегося спутника. Надо было сжать файл, сделать программу сопровождения спутника радаром, передать картинку и распечатать ее на 3D принтере. Один из школьников смог сжать файл до 100 байт, предав только параметры, которые описывали форму и размеры шестеренки.

Все разработчики принимали участие в школьных олимпиадах и потому составляют задачи с тем прицелом, чтобы вывести ребят за стандарты школьной программы.

- Во-первых, это просто очень интересно, во-вторых, они видят, с чем сталкивается настоящий исследователь, когда выходит на какой-то неизвестный объект. Для них стенд – это черный ящик со многими неизвестными. Если люди в таких условиях предлагают разумные, а иногда даже остроумные и красивые решения, из них выйдет толк. Некоторые настолько хороши, хоть сейчас на работу бери! - заметил старший научный сотрудник лаборатории развития новых методов радиофизической диагностики атмосферы ИСЗФ СО РАН Дмитрий Кушнарев.

Эксперты подчеркнули, что именно в финальной части олимпиады значительная роль отводится командной работе, умению распределять задачи и работать последовательно. Без этого, уверены ученые, с современными инженерными задачами справиться невозможно.

Справка:

  • Олимпиада НТИ проводится для школьников 8 – 11 классов по 19 профилям. Победитель определяется просто: у него всё работает правильно. Победители и призеры олимпиады НТИ могут поступить в вузы-организаторы без экзаменов или получить дополнительные баллы при поступлении.

Новости образования

ИГУ – единственный из региона вошел в рейтинг самых влиятельных вузов России

Иркутский государственный университет единственный в регионе вошел в рейтинг влиятельности университетов России, подготовленный агентством RAEX.

 
ИГМУ отметил 105-летний юбилей

Иркутский государственный медицинский университет (ИГМУ) отметил 105-летие. В честь юбилея в университете 14 ноября открыли научно-практическую конференцию «Современное медицинское образование. Достижения, проблемы, пути решения».

 
Школьница из Приангарья вошла в сотню лучших авторов Всероссийского конкурса сочинений

Определены победители федерального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2024 года. Ими стали сто участников из 61 субъекта Российской Федерации, набравшие более 51,5 балла из 60 возможных.

 
Портал УНИВЕР принимает заявки на участие в олимпиаде РУСАЛа

На портале УНИВЕР принимают заявки на участие во Всероссийской олимпиаде РУСАЛа «13 элемент. Alхимия будущего». Конкурс для школьников 8-11 классов стартовал в октябре.

 
Стипендию Невельского будут получать студенты в Бурятии

Председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление об учреждении стипендии имени Г.И. Невельского. Ее будут получать лучшие студенты вузов Дальневосточного федерального округа.

 

Владислав Толстов - книжный рецензент

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок