75 лет назад, 20 апреля 1934 года, иркутские пилоты Маврикий Слепнёв и Иван Доронин получили звание "Герой Советского Союза" -- первыми в нашей стране (награда была учреждена 16 апреля). Бортмеханик Яков Савин был награждён орденом Ленина, пилот Виктор Галышев -- орденом Красной Звезды, бортмеханик Владимир Федотов и авиамоторист Павел Шергин -- орденами Трудового Красного Знамени. Сибирские авиаторы участвовали в знаменитом спасении челюскинцев.
13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход "Челюскин". На его борту находились 104 человека. В критической ситуации команда полярной экспедиции известного исследователя Отто Шмидта проявила исключительную организованность и успела сгрузить на лёд всё необходимое для временного проживания. Так начался знаменитый дрейф на льдине челюскинцев. Правительственная комиссия решила задействовать в спасении людей авиацию. С разных направлений к лагерю Шмидта было направлено 18 самолётов с лучшими лётчиками страны.
Специально для этой операции было решено купить два самолёта в США. 17 февраля иркутский пилот Маврикий Слепнёв и дальневосточник Сигизмунд Леваневский отправились на Аляску длинным путём -- через Европу. В конечный пункт -- город Фэрбенкс они прибыли только через 33 дня, всего двое суток ушло на ознакомление с воздушным судном "Консолидейтенд Флейстер", после чего пилоты вылетели на Чукотку...
27 февраля Восточно-Сибирское управление гражданской авиации в Иркутске получило приказ: отправить по железной дороге два самолёта "Юнкерс В-33" во Владивосток и далее по морю до Чукотки. Машины сопровождали пилоты Виктор Галышев и Иван Доронин, бортмеханики Яков Савин и Владимир Федотов, авиамоторист, сборщик самолётов Павел Шергин. Узнав, что пароход для перевозки самолётов на Чукотку будет готов только 20 апреля, сибиряки решили вылететь туда прямо из Хабаровска. В пургу они собирали самолёты, работая по 18 часов в сутки. 17 марта вьюга закончилась, и экипажи взяли курс на север. Топливные баки были заправлены под завязку; борясь с перегрузом, пилоты даже сняли кожаные пальто, лететь предстояло в открытых кабинах. Скоро снова закружила метель. Дотянуть до цели при сильном встречном ветре удалось чудом, при посадке на гладкий лёд останавливать самолёты помогали пограничники, буквально повисая на крыльях. При перелёте из Анадыря до базы спасателей в Ванкареме Доронин совершил поистине героический поступок. Чтобы сократить время полёта вдвое, он первым в истории перелетел ледовые пики Анадырьского хребта. Конечно, рисковал, так как при вынужденной посадке шансов на спасение не было. Однако пронесло.
Только 25 марта экипаж Ивана Доронина добрался до льдины челюскинцев. При посадке подвела стойка шасси. Деталь починил Яков Савин, и через три часа самолёт с пассажирами на борту взлетел, но в небе лыжа опять провисла. На аэродроме Ванкарема пилот мастерски посадил самолёт на одну исправную лыжу.
...Задержавшийся из-за непогоды Маврикий Слепнёв прибыл на льдину 7 апреля. При посадке порывом бокового ветра американскую машину бросило на торосы, было повреждено шасси. Пилот заночевал в лагере Шмидта, а утром началась подвижка льдов. С большим трудом полярникам удалось перетащить двухтонный самолёт через большую трещину на новый "аэродром". Шасси починили, и шесть пассажиров были благополучно доставлены в Ванкарем. А 12 апреля, взяв на борт тяжелобольного Отто Шмидта, Маврикий Слепнёв вылетел в госпиталь Фэрбенкса.
В экстремальных условиях из 18 экипажей, спешивших на помощь челюскинцам, только шесть смогли добраться до лагеря полярников. В числе "неудачников" оказался и Виктор Галышев -- на его самолёте отказала бензопомпа двигателя, после ремонта он помогал перевозить челюскинцев в бухту Провидения -- к пароходу "Смоленск".
13 апреля 1934 года, ровно через два месяца после крушения судна, советские пилоты вывезли всех пленников ледового лагеря на материк. Память о героях "челюскинской" эпопеи увековечена в музее истории ФГУП "Аэропорт Иркутск".
|