Иркутские эксперты высказали свою точку зрения на приговор по "Делу Кустоса"

01.11.2012 22:16

Вчера, 31 октября, Иркутский областной суд вынес приговор бывшему сити-менеджеру Усолья-Сибирского Евгению Кустосу, который осужден за организацию покушения на убийство, превышение должностных полномочий, незаконное приобретение, перевозку и хранение боеприпасов. В качестве наказания ему определено отбывание десятилетнего срока (плюс один месяц) в колонии строгого режима, а также выплата штрафа в размере 50 тысяч рублей.

Резонансное «дело Кустоса», которое тянется с начала 2011 года, похоже, завершилось. Хотя попытки апеллировать к Верховному и даже Европейскому суду, скорее всего, будут предприняты стороной защиты. Тем не менее, как считают наблюдатели, это вряд ли кардинально изменит приговор областной инстанции. Учитывая довольно сложный и неоднозначный характер этой криминальной истории, «Телеинформ» попытался более подробно вникнуть в суть «дела Кустоса».

Немного предыстории: в ноябре 2010 года по запросу ГУВД по Иркутской области, сделанному по заявлению инициативной группы местных жителей, в Усолье-Сибирском КСП провела внеплановую проверку – аудиторы изучили, как чиновники распоряжаются муниципальным имуществом. В результате были выявлены многочисленные нарушения, материалы отправили в областную прокуратуру. Через два месяца в отношении главы администрации Усолья-Сибирского Евгения Кустоса было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК «Злоупотребление должностными полномочиями». 7 февраля 2011 года сити-менеджер Усолья подал заявление об отставке в связи с уголовным делом, возбужденным в отношении него. А в середине июня того же года Евгений Кустос был задержан и арестован по подозрению в подстрекательстве на убийство, вымогательстве и незаконном хранении оружия. По версии следствия, в 2002 году Евгений Кустос заказал убийство генерального директора усольского предприятия «Молоко» Игоря Востренкова, который был для подозреваемого основным соперником на выборах главы Усолья-Сибирского. Расследование дела завершилось летом 2012 года, и с середины августа началось его рассмотрение в областном суде. В ходе судебного разбирательства Евгений Кустос заявил  о «политическом заказе», существующем в отношении него и обвинил в этом ряд высокопоставленных чиновников, в числе которых  экс-губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев и бывший зампред правительства региона Сергей Серебренников. Тем не менее, такая стратегия защиты не увенчалась успехом – суд признал Кустоса виновным по всем статьям и вынес довольно «жесткий» (по мнению некоторых наблюдателей) приговор.  Впрочем, степень «жесткости» такого решения в данном случае – вопрос спорный.

Между тем, чтобы понять, а что же, собственно, произошло, и почему в Усолье-Сибирском уже не первый месяц (и даже не первый год) наблюдается то, что можно назвать «кризисом власти» (неудачное трехлетнее пребывание у руля сити-менеджера Игоря Тютрина, нынешняя неспособность Усольской думы избрать главу администрации города и т.д.), стоит присмотреться к контексту, в котором существует усольская власть.

Не стоит забывать, что исторически Усолье-Сибирское – это до мозга костей промышленный город. Крупные предприятия, причем, не только регионального, но и сибирского масштаба - «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский Силикон», «Химстроймонтаж», ООО «Руссоль», ОАО ПО «Усольмаш», «Усольехимфарм», довольно крупная ТЭЦ — все это определило уклад и особенности жизни Усолья-Сибирского.

-  Большая часть жителей Усолья традиционно работали на промышленных предприятиях. Однако, в связи с  тем, что в девяностые-двухтысячные многие производства пережили развал, сокращение штата работников, снижение объемов выпуска в силу невостребованности продукции, немалая часть усольчан осталась без работы, - рассказывает эксперт, пожелавший сохранить инкогнито. -  Произошла маргинализация пролетариата. Отсюда – довольно непростая социальная ситуация в этой территории и формирование сильной «криминальной» прослойки.

При этом стоит вспомнить, что Евгений Кустос – это бывший сотрудник ОБХСС (в прошлом самая коррумпированная структура в системе советских правоохранительных органов), а также опытный адвокат с неплохим стажем работы, в свое время выступавший защитником в ряде судебных разбирательств, в том числе, с представителями криминальных «авторитетов». Таким образом, Евгений Кустос имел неплохие связи как в правоохранительных органах, так и в криминальном мире, - рассказывает собеседник «Телеинформа». -  Кроме того, многие родственники Евгения Кустоса являются профессиональными юристами. И когда он пришел к власти в Усолье-Сибирском, ему не составило труда расставить на ключевые должности своих людей. Умело выстраивая отношения с населением, криминалитетом и бизнесом, харизматичный, умный юрист Евгений Кустос сумел создать такую систему управления, при которой власть его оказалась достаточно прочной.

Аналитик отмечает, что одной из особенностей менталитета усольчан является негласное соперничество и ревностное сравнение своего города с соседним более преуспевающим Ангарском: «В Усолье-Сибирском всегда внимательно следят за тем, что происходит в Ангарске, какие преференции, субсидии и прочие блага получает город нефтехимиков, и чего не досталось самому Усолью. Игра на этих противоречиях, на том, что Усолье «зажимают», «не любят» - всегда была эффективной для местной власти».

Эксперт напоминает также, что Усолье-Сибирское, как и Иркутск,  болезненно воспринимает любые посягательства со стороны «варягов» на свою «территорию» и интересы. При этом за последние десять лет основные (и самые крупные) активы усольских предприятий перешли в собственность структур федерального значения. И хотя в Усолье с «варягами» всегда боролись, тут ничего не оставалось сделать, как смириться. И тогда усольские власти в лице Евгения Кустоса сделали ставку на развитие малого бизнеса.

- Сейчас Усолье представляет из себя город с развитым малым бизнесом, и это во многом благодаря Кустосу, - рассказывает эксперт. - На этой почве выросло много вполне эффективных малых и средних предприятий, некоторые из них работают на всю Иркутскую область. Предприятие «Лактовит», фирмы по изготовлению и установке пластиковых окон, производство мебели, стройматериалов – множество вполне успешных проектов. Частично все это процветание произошло за счет того, что частным лицам на выгодных условиях передавалась муниципальная собственность. Когда Тютрин пришел к власти, уже не оставалось практически ничего.

Как поясняет эксперт, конфликт Евгения Кустоса с региональными властями уходит своими корнями в давнюю историю 1999 года, когда на управление ОАО «Усольехимпром» пришла команда Юрия Семака - ставленника Бориса Говорина. Евгений Кустос был недоволен тем, что на «Усольехимпроме» произошла смена генерального директора, а также его не устраивала политика новой команды по управлению предприятием.

- Все эти годы Евгений Кустос продолжал управлять Усольем – он, в отличие от Тютрина, всегда понимал, что делает и что нужно делать, чтобы держать ситуацию под контролем, - отмечает эксперт. – И до сих пор его влияние велико: посмотрите на Усольскую думу, которая совершенно парализована.

Как считает эксперт, чтобы вывести город из кризиса, необходимо кардинально подойти к вопросу власти в Усолье-Сибирском:

- В Усолье-Сибирском возможен только один вариант: либо прямое губернаторское правление, либо приход на управление городом «регионального комиссара с холодной головой и чистыми руками». Это единственный вариант, с помощью которого Усолье можно вывести из коллапса. Там надо наводить порядок на всех этапах. Просто человек, даже очень профессиональный, или из бизнеса - не справится… И лучше раз рубануть и навести порядок, чем без конца держать город в состоянии кризиса и медленного умирания.

С просьбой прокомментировать решение областного суда в отношении Евгения Кустоса, «Телеинформ» обратился к представителям экспертного сообщества.

По мнению политического обозревателя Юрия Пронина, «оценивать решение суда было бы непрофессионально. Тем не менее, можно оценить политические последствия вынесенного решения. Без сомнений, приговор окажет влияние на выборы сити-менеджера Усолья-Сибирского. Сторонники Евгения Кустоса в городской Думе будут деморализованы, их авторитет будет подорван и, наконец, с третьего захода, в Усолье будет выбран новый глава администрации».

- Не берусь оценивать, насколько оправдан приговор, - комментирует Юрий Пронин. -  Здесь могут быть разные точки зрения. Как и в случае, например, с Михаилом Ходорковским, каждый останется при своём мнении. Кто-то полностью согласится с решением суда, кто-то будет недоволен мягкостью решения. Что касается дальнейшего развития событий, то, на мой взгляд, высшие судебные инстанции едва ли намного смягчат решение областного суда. К этому нет должных предпосылок.

Политтехнолог Сергей Беспалов отмечает, что обвинительный приговор был ожидаемым:

- Просто потому, что у нас практически не бывает оправдательных приговоров по таким обвинениям. Мне трудно сказать, был ли Кустос виновен на самом деле - я материалов дела не видел. Но, думаю, что на этом, наверное, начался закат бурной эпохи некогда успешного хозяина Усолья-Сибирского. Потому что теперь ему из колонии будет гораздо труднее вести какие-то действия. Если суд счёл, что Евгений Кустос действительно был организатором покушения на убийство, то решение нельзя назвать суровым. Нормальное решение. Я бы не хотел комментировать юридические вещи, поскольку наша судебная система существует в своём мирке, куда нам, политологам, вход закрыт. Сомнительно, что апелляции защиты как-то смягчат приговор. Кустос будет сидеть, а созданная им команда будет потихоньку разваливаться.

По мнению директора Байкальского аналитического центра Сергея Ильина, обсуждать решение суда после того, как оно состоялось, может только сторона, которая считает решение несправедливым.

- Насколько я понимаю, таким судебным решением развеяны многие неясности и неопределённости, которые все эти годы висели вокруг Усолья и тех людей, которые были втянуты в эту ситуацию, - считает аналитик. -  Все предыдущие годы неясности служили только одному – снижению авторитета власти. Это отразилось на самом городе, на ситуации по выборам. Сейчас назначен очередной конкурс по выборам сити-менеджера, я надеюсь, он будет более удачным, чем предыдущие. Еще один плюс такого судебного решения:  граждане видят конкретный результат действий правоохранительных органов по очень сложному, запутанному, долгоиграющему делу. Правда, я не думаю, что решение как-то улучшит уровень жизни в Усолье. Но, с моей точки зрения, такие события тоже оказывают влияние, пусть и не столь прямое, на оздоровление ситуации.

Что касается деталей самого дела, то мне трудно судить о правомерности оснований. Но данное лицо определено судом как виновное. А срок в 10 лет говорит о реальности преступления и его доказанности. Обычно уголовное преследование высокопоставленных лиц (например, дела об автомобильных авариях) заканчивается абсолютно «смешными» решениями суда, что народ только раздражает. Но цифра в 10 лет очень убеждает в реальности преступления. Мне кажется, что вынесение такого решения стало возможным только потому, что дело находилось на контроле у вышестоящих органов и общественности. В ситуации отсутствия контроля процветает коррупция. Однако это решение – маленькое свидетельство того, что госорганы могут работать эффективно.

Аналитик считает, что для того чтобы апелляция со стороны защиты Кустоса была успешной, нужны очень существенные дополнительные обстоятельства.

-  Я думаю, что все обстоятельства в данном судебном процессе уже были рассмотрены, сомневаюсь, что защита сможет что-нибудь изменить. Конечно, адвокаты могут апеллировать к процессуальным нарушениям. Но жизнь показывает, что такого рода апелляции не ведут к отмене решения. Кроме того, как будет выглядеть решение об отмене приговора в глазах общественности? Это ещё больший удар по авторитету власти. Вряд ли кто-то из вышестоящих инстанций захочет подставляться под критику общественного мнения.

Как прокомментировал итоги решения суда следователь по особо важным делам СУ СК России по Иркутской область Антон Огородов, «мы абсолютно довольны вынесенным приговором. Удалось доказать, что Кустос являлся организатором покушения на убийство, также был установлен факт совершения им в отношении ООО «Алексис»  и ООО «Нечаевская» преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. Также в ходе обыска были обнаружены боеприпасы, которые запрещены к обороту в России. Несмотря на то что, предпринимались попытки давления на следствие, в том числе и при помощи политических сил, все эти моменты были преодолены, а доказательства - собраны. Органом  предварительного следствия доказано, что в сентябре 2002 года Евгений Кустос заказал убийство. Однако преступное действие, несмотря на тщательное планирование,  совершено не было – во многом благодаря тому, что информация стала известна правоохранительным органам и действия были пресечены на стадии покушения».

О подробностях давления на следствие Антон Огородов говорить отказался, в силу еще неоконченных разбирательств по данному факту. Также он отметил, что стороной защиты предпринимались многочисленные попытки отвода следователя, однако они не были удовлетворены ввиду их необоснованности.

 

Сергей Шмидт - серия колонок

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок