Законопроект о запрете отрицания Холокоста: тест совести

Алексей ПЕТРОВ, директор Иркутского института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского   
08.04.2013 13:16

27 января 1945 года Анатолий Шапиро, майор Советской Армии, командир штурмового отряда 106-го стрелкового корпуса 60-й армии 1 Украинского фронта открыл ворота лагеря Аушвиц 1 – административного центра Освенцима, самой грандиозной машины смерти, какую только видел этот мир. Всего в те дни на территории концентрационных лагерей, входивших в структуру Освенцима, освободители обнаружили около девяти тысяч живых узников. Точное количество людей, уничтоженных в Освенциме, разумеется, уже невозможно установить, но даже по осторожным современным оценкам оно составляет от 1,1 до 1,6 миллионов человек. Подавляющее большинство из них составляли евреи.

В те дни советские солдаты своими собственными глазами увидели в Освенциме воплощение Катастрофы европейского еврейства – того, что жутким черным пятном вошло в историю человечества как Холокост. Масштабы этой трагедии не вмещаются в человеческое сознание, они чудовищны даже на общем фоне Второй мировой войны. Тем отвратительнее становятся два явления, которые, к сожалению, получили определенное распространение и в нашей стране – оправдание нацизма и отрицание Холокоста.

В современном мире эта проблема вышла за рамки исторической дискуссии и приобрела юридическое звучание. Во многих странах –в Австрии, Германии, Италии, Франции, Израиле и других – приняты законы, устанавливающие юридическую ответственность за действия, направленные на историческую реабилитацию преступлений нацистов и на отрицание геноцида еврейского народа в том виде, как соответствующие факты трактуются исторической наукой. Правовой основой таких законов являются результаты Нюрнбергского процесса и документы международного права, в том числе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2005 и 2007 годов, в которых отрицание Холокоста как исторического события безоговорочно отвергается.

Ряд судебных процессов над отрицателями Холокоста получили широкий резонанс. Например, в конце 70-х – начале 80-х годов XX столетия французский писатель Робер Фориссон опубликовал ряд писем и статей, в которых утверждалось, что дневник Анны Франк является подделкой, что газовые камеры не использовались германскими нацистами и что мифы о геноциде евреев во время Второй мировой войны были изобретены ради Израиля и против Германии. По сходным основаниям к лишению свободы приговаривался Гермар Рудольф, немецкий химик, который публиковал исследования, отрицающие факты массового использования газовых камер в Освенциме. В 2000 году Европейский Суд по правам человека постановил, что Роже Гароди (французский писатель, философ и общественный деятель, осужденный за издание книги, в которой, среди прочего, был поставлен под сомнение сам факт Холокоста в целом) «действовал в целях, которые направлены на уничтожение прав и свобод» и отклонил претензии Гароди к французскому правосудию. Список подобных примеров можно продолжить – на эту тему имеется немало доступных материалов.

В тех государствах, где оправдание нацизма и отрицание Холокоста являются уголовно наказуемыми, применяются различные подходы к формулированию соответствующих правовых норм. Например, в Австрии запрещается отрицание, умаление значения и оправдание не Холокоста как такового (он в австрийском законе не упоминается), а вообще любого геноцида, совершенного нацистами. Во Франции законодательно запрещено оспаривание фактов преступлений против человечества, перечисленных в Лондонской хартии Международного военного трибунала (на основании этого документа был организован и проведен Нюрнбергский процесс). Германские законы предусматривают наказание за разжигание ненависти, и одним из вариантов такого преступления являются публичные действия по отрицанию преступлений геноцида, совершенных при нацистском правлении. В Испании отрицание Холокоста не влечет наказания (хотя одно время такой закон действовал), но запрещается его оправдание.

Свой подход приняла и Россия, где реабилитация нацизма, в том числе посредством отрицания его преступлений, не наказуема вовсе. Попытки поднять этот вопрос – в частности, в целях защиты общепринятой трактовки истории Второй мировой войны и роли СССР в ней – предпринимались неоднократно, но успеха не имели. Например, с весны 2009 года – то есть уже четыре года – в Государственной Думе лежит нерассмотренный законопроект, предусматривающий дополнение Уголовного кодекса России статьей «Реабилитация нацизма». Авторы законопроекта предлагали ввести наказание за совершенные публично искажение приговора Нюрнбергского Трибунала, либо приговоров национальных судов, или трибуналов, основанных на приговоре Нюрнбергского Трибунала, допущенное с целью полной или частичной реабилитации нацизма и нацистских преступников, либо объявление преступными действий стран – участников антигитлеровской коалиции, а также одобрение, отрицание преступлений нацизма против мира и безопасности человечества.

Новый импульс дискуссиям о законодательных мерах по защите исторической памяти придал член Совета Федерации Б.И. Шпигель, который недавно внес проект федерального закона «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, отрицанию Холокоста», а также поправку в Уголовный кодекс, вводящую наказания за эти действия. Согласно законопроекту реабилитация нацизма – это:

– восстановление в правах, присвоение государственных или общественных наград, а также установление иных государственных или общественных мер поощрения в отношении нацистских преступников и их пособников, в том числе присвоение их имен улицам и площадям, населенным пунктам и иным географическим объектам, предприятиям, учреждениям и организациям, единицам боевой техники, установление в их честь праздничных дат;

– публичное оправдание идеологии и практики нацизма, признание их правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, а также публичное распространение идеологии нацизма;

– публичное одобрение или отрицание преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности, установленных приговором Международного военного трибунала (т.е. Нюрнбергского процесса), а также приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Международного военного трибунала.

Героизация нацистских преступников и их пособников определяется в законопроекте как умышленное совершение любых иных деяний, преднамеренно прославляющих нацистских преступников и их пособников, а также совершенные ими преступления.

Наконец, под отрицанием Холокоста понимаются утверждения, согласно которым Холокоста не существовало в том виде, в котором его описывает общепринятая историография.

Законопроект Б.И. Шпигеля, помимо установления запрета реабилитации нацизма и отрицания Холокоста, предусматривает ряд механизмов, обеспечивающих действие этих запретов; среди них – государственная и общественная антинацистская экспертиза, профилактические меры, мониторинг соблюдения законодательства в этой сфере, общественный контроль и т.д.

Напомним, что проблеме отрицания Холокоста уделяется особое внимание не только в России - это вопрос мирового масштаба. Большой вклад в обсуждение данного вопроса на международном уровне внёс Вячеслав Моше Кантор - с 2005 года по настоящее время глава Европейского еврейского конгресса, известный российский общественный деятель, предприниматель и филантроп.

Думаю, что нет особой необходимости прямо здесь и сейчас погружаться в тонкости содержания законопроекта. Конечно же, он далеко не свободен от недостатков и упущений, если оценивать его сугубо с правовых позиций. Над ним еще надо работать. И да: работать над законами, сидя за компьютером, кропотливо разбираясь в тонкостях правового регулирования и в технике законотворчества, – это посложнее будет, чем просто наугад выдернуть из социального контекста какую-нибудь громкую тему и раз за разом ее озвучивать, просто ради самого процесса. Но столь же ясно и другое: основанное на формализме игнорирование предложенной инициативы будет означать для российского парламента самую тяжелую из возможных его трагедий – катастрофу совести.



  • Коротко об авторе. Алексей Александрович ПЕТРОВ родился в 1976 году в Иркутске. Окончил с отличием юридический факультет Иркутской государственной экономической академии (ныне – Байкальский государственный университет экономики и права). С сентября 2009 года – директор Иркутского института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. Кандидат юридических наук, автор более ста публикаций по вопросам конституционного, избирательного и муниципального права.
 

История Оксаны Костиной, художественная гимнастика

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок