В прошлом номере газеты «Исток» были представлены тезисы докладов к круглому столу «Развитие экологического туризма на Байкальской природной территории». В нашем докладе на круглом столе в качестве примера соседней с Байкалом территории, где экологический туризм существует и экономически вполне устойчив, приводился Окинский район Республики Бурятия, а точнее - территория «Горная Ока» в западной части района. В этом номере появилась возможность рассказать об этом подробнее.
Развитию экологического туризма и описанию факторов его устойчивости в хозяйственной деятельности конкретного региона посвящено сравнительно мало исследований. В большинстве случаев рассматривается потенциал территории, пригодный для этого вида туризма, а возможные аспекты рационального природопользования анализируются обычно в проблемном поле противоречий экономического развития и охраны природы. ООПТ, например, на Байкальской природной территории также в малой степени пока ассоциируются с экологическим туризмом по причине ограниченности инфраструктуры туристского обслуживания и средств на ее создание. Поэтому представляет интерес описание и анализ наблюдаемого в последнее десятилетие на территории Окинского района Республики Бурятия в центральной части Восточного Саяна явления, которое по всем признакам может быть названо экологическим туризмом. Под устойчивым экологическим туризмом на территории «Горная Ока» подразумевается стабильный рост числа посетителей территорий, сравнимый с численностью местного населения, рост вовлеченности населения в обслуживание туристов и стабильный доход от туристской деятельности, отсутствие на природных территориях в местах посещения и пребывания туристов заметных следов угнетения и деградации ландшафтов и биоты. Проводимые здесь геологические изыскания по разведке золоторудных месторождений и цветных металлов пока не пересекаются с маршрутами туристов, хотя и те, и другие используют для перемещения существующие дороги в долинах рек Ока, Сенца и Тисса. Результаты экспедиционных исследований Института географии СО РАН и анализ экономических показателей развития Окинского района позволяют сделать предварительные заключения о формировании на этой территории структуры устойчивого экологического туризма и дать обоснования по организации природного парка «Горная Ока» как совершенно необходимой и имеющей законодательную базу охраняемой природной территории, предназначенной для рационального и контролируемого использования туристских и рекреационных ресурсов. Окинский район Республики Бурятия в центральной части гор Восточного Саяна является сравнительно удаленной и изолированной территорией площадью 26594 км2, с резко расчлененным рельефом от 700 до 3400 м над уровнем моря и занятой лесами площадью 10976 км2. В состав муниципального района входят 4 муниципальных образования: «Орликское», «Сойотское», «Саянское» и «Бурунгольское», центрами которых являются села Орлик, Сорок, Саяны и Хужир соответственно. Население района представлено преимущественно бурятами и сойотами, а общая численность населения по состоянию на 1 января 2008 г. составляет 5408 чел., что соответствует плотности населения порядка 0,2 чел./км2. Сойотами, коренным малочисленным народом, признают себя 2658 чел., или 48 % от общей численности постоянного населения. В районном центре Орлик проживает 3096 чел., или 57,2 %, и здесь располагается большинство предприятий и организаций.
Окинский район стал известен на туристской карте с начала 1960-х гг., когда появилось регулярное авиационное сообщение между городом Улан-Удэ, поселком Кырен (центр соседнего Тункинского района) и центром Окинского района – поселком Орлик или более надежным аэропортом Ока в урочище Сенцы-Тала рядом с устьем реки Сенца. В летний период более половины пассажирского потока составляли туристы, а в аэропорту Кырена в нелетную погоду собиралось до двух и более сотен туристов. В начале 1990-х гг. в связи с общими для всей страны проблемами местного авиасообщения туристский поток стал полностью обеспечиваться автотранспортом с использованием специально построенного преимущественно для нужд горнодобывающей отрасли промышленности участка дороги с гравийным покрытием Монды-Орлик.
Посещение туристами природных территорий Окинского района осуществляется либо с рекреационной оздоровительной целью, либо с познавательной и спортивной целью. В группе приверженцев спортивного или приключенческого туризма выделяется существенная часть транзитных путешественников, заканчивающих маршруты в Иркутской области и Республике Тыва. В основном это туристы-водники, которые осуществляют спортивный сплав по реке Оке с преодолением порогов каньона Орха-Бом, нередко включая в начало маршрута также сплав по левым притокам – Тиссе, Сенце, Жом-Болоку и заканчивая сплав в поселках Зиминского района Иркутской области. Поэтому поток туристов, въезжающих в Окинский район с использованием автотранспорта, примерно в 2-2,5 раза превышает поток выезжающих из района. Сезонность туристского потока показывает до 10 % посещений в период январь-май и более 90 % в период июнь-октябрь.
Рекреационный и оздоровительный туризм связан с посещением и пребыванием на минеральных источниках, как холодных, так и термальных. Большинство минеральных источников хорошо известны местному населению с очень давних времен, хотя описание их химического состава и исследование бальнеологических характеристик пришлось на современный период. Наиболее известными являются минеральные источники Хойто-Гол и Чойган. Хойто-Гольские источники располагают достаточной инфраструктурой приема посетителей – домиков для приема ванн и бассейном, вместительным приютом для туристов. Чойганские источники не менее посещаемые, хотя находятся уже на территории Тывы. Основной поток туристов идет из Окинского района, поэтому формирование и использование инфраструктуры посещения источников, по-видимому, необходимо согласовывать с администрацией Тоджинского района Республики Тыва. Подобное интересное с географической точки зрения явление, но в обратном порядке отмечается с популярными Шумакскими минеральными источниками, находящимися в Окинском районе и посещаемыми исключительно с территории соседнего Тункинского района.
Инфраструктура экологического туризма Окинского района и рассматриваемой территории «Горная Ока» включает три основные составляющие: объекты пребывания, транспортное обеспечение и информационное обеспечение. Формирование инфраструктуры, отвечающей принципам экологического туризма, происходило преимущественно в последнее десятилетие и продолжается в настоящее время. К транспортной инфраструктуре относится сеть дорог, путей передвижения и троп, автомобильный транспорт, предназначенный исключительно для перевозки туристов и посетителей минеральных источников. Основная дорога Окинского района Монды – Орлик продолжается до поселков Саяны и Хужир. Эта дорога, включая участок с асфальтовым покрытием Слюдянка – Монды, доступна для передвижения на автобусах и микроавтобусах. От основной дороги ниже поселка Орлик ответвляются дороги по долинам левых притоков Оки: Тиссе, Сенце, Жом-Болоку, Сайлагу, а также притокам Диби, Забиту, Балакте, Хорин-Голу, Дунду-Голу, Хойто-Голу. Дороги по притокам только условно считаются дорогами и доступны для передвижения на трехосных грузовиках и вездеходах. Но именно эти дороги пока полностью обеспечивают доставку туристов к началу активной части маршрутов и возможные переезды в средней части маршрутов, а посетителей минеральных источников и озер с целью рыбалки – к местам пребывания. Сложившаяся дорожная сеть логично стыкуется с сетью известных троп, пригодных для передвижения на лошадях верхом или транспортировки туристского снаряжения. В результате радиальные автомобильные пути к наиболее посещаемым объектам: Хойто-Гольским минеральным источникам (к Долине вулканов), верховьям Дунду-Гола (к Чойганским минеральным источникам), озерам Дозор-Нур и Шутхулай-Нур, озеру Олон-Нур, пику Топографов дополняются участками конного или пешего передвижения, образуя своеобразные кольцевые маршруты, базовые и наиболее популярные в экологическом туризме на рассматриваемой территории.
Современные средства коммуникации обеспечивают информационную составляющую инфраструктуры экологического туризма. В сети Интернет дается полное представление об услугах по организации маршрутов, ценах, номерах телефонов местных туроператоров. Большинство туристских групп после выбора маршрута путешествия связываются непосредственно с местным туроператором и договариваются о сроках предоставления и объемах необходимых услуг. В зависимости от реальных обстоятельств возможна коррекция предварительного графика обслуживания, чаще транспортного обслуживания. В сети представлено достаточное количество туристских отчетов и заметок о совершенных путешествиях, поэтому есть возможность заранее познакомиться с условиями пребывания на природных территориях и соответствующим образом подготовиться.
Таким образом, в последнее десятилетие формируется структура экологического туризма на территории «Горная Ока», преимущественно самодеятельного и обеспеченного исключительно высокой мотивацией к посещению территории путешественниками и полной автономностью пребывания. Однако судить об устойчивости такой структуры и возможности ее дальнейшего развития можно только на основе анализа показателей экономической эффективности экологического туризма. По географическим и социальным характеристикам Окинский район можно считать типичным для развития экологического туризма. Такое заключение подтверждается существенной изолированностью и внешней удаленностью территории, низкой плотностью населения и высокой концентрацией интересных и уникальных объектов посещения, сложившейся многолетней репутацией района путешествий по первозданным природным территориям, постоянно растущим потоком посетителей, дружественным отношением местных жителей к приезжающим. Оценка экономики Окинского района достаточно полно представлена в «Комплексной программе социально-экономического развития муниципального образования Окинский район на 2008 – 2010 годы и период до 2017 года». На 1 января 2008 г. ежемесячные денежные доходы на душу населения составляли 6756 руб., а среднемесячная заработная плата 10879 руб., число занятых в экономике – 3521 чел., крупного рогатого скота – 16067, овец – 3150 , лошадей – 5496, оленей – 48 голов. Приведенные в комплексной программе абсолютные цифры, вероятно, позволяют отнести Окинский район к кластеру с низкими объемами валовой продукции сельского хозяйства, товарооборота и услуг, но с высоким уровнем занятости и доходов населения. Экономические показатели и оценки развития туризма за последние 10 лет приведены в таблице.
Показатели |
Годы |
|
2000 |
2003 |
2006 |
2009 |
Бюджет района, млн. руб. |
42.5 |
89.1 |
116.3 |
179.5 |
Душевые денежные доходы в месяц, руб. |
1837 |
2341 |
3508 |
6875 |
Доля сферы услуг в общем производстве, % |
28 |
28 |
30 |
32 |
Доля туристских услуг в общем производстве, % |
1 |
1 |
2 |
3 |
Численность туристского потока, чел. |
1500 |
1500 |
2000 |
2500 |
Общая занятость в обслуживании туристов, чел. |
150 |
150 |
200 |
250 |
Число домохозяйств, обслуживающих туристов |
5 |
5 |
8 |
18 |
Численность туроператоров и проводников, чел. |
9 |
12 |
16 |
35 |
Очевиден общий благоприятный экономический фон, на котором осуществляется туристская деятельность. Приближенно оцениваемые показатели занятости в сфере обслуживания и точные данные числа домохозяйств, туроператоров и проводников свидетельствуют о заметном выделении сферы туристского обслуживания из общей сферы услуг. Реализация планируемых комплексной программой мер административного стимулирования развития туризма будет способствовать появлению частных туристских предприятий и возникновению конкурентной среды в предоставлении туристских услуг.
Таким образом, к факторам устойчивости экологического туризма на территории «Горная Ока» следует отнести появление туристской специализации в обслуживающих туристов частных предприятиях и домохозяйствах, а также окончательную диверсификацию хозяйственной деятельности части местного населения, которая прямо или косвенно связана с обслуживанием туристов. При этом тесное экономическое взаимодействие туроператоров и домохозяйств позволяет избегать срывов в предоставлении услуг, своевременность выполнения которых здесь существенно зависит от непогоды, уровня воды в реках и ручьях в местах переправ (подъем воды 3-5 раз в летний сезон), а также от скорости замены на маршруте вышедшего из строя автотранспорта.
Калихман А.Д., Иркутск, НИУ ИрГТУ Калихман Т.П., Иркутск, ИГ СО РАН
|