«Больше, чем матрешка» – иркутянам показали российские товары на экспорт |
Надежда Зайцева, «Сибэкспоцентр» | |||||||||||||||
22.09.2017 08:00 | |||||||||||||||
Российский Экспортный Центр (РЭЦ) в конце 2017 года планирует открыть в Иркутске свое представительство. Пока же в «Сибэкспоцентре» прошла презентация РЭЦ. Подробности – в материале журналиста «Сибэкспоцентра» Надежды Зайцевой.
Свою презентацию представители Российского Экспортного Центра (РЭЦ), проводившего в Иркутске «Региональный трек: Сделано в России» начали с видеоролика-опроса: что знают про российские товары за рубежом? По сути – ничего. Кто-то вспомнил матрешку, и еще кто-то гречку. Хотя по версии того же ролика поставляем мы в разные страны зерно, получая обратно итальянские макароны, незабываемую Ладу-Калину, на которой сам президент проехал по Дальнему Востоку, детали для «Боинга» и до недавнего времени компьютерный антивирус «Касперский» был очень в ходу, пока санкции не прервали триумфальный путь нашего ПО. Теперь знаменитый среднемагистральный самолет МС-21 придает вес картине экспорта, но в целом все равно поле не пахано. Когда уже десятки лет туда – нефть, газ, лес, а обратно лавиной – ширпотреб, продукты, лекарства, электроника и далее по накатанной, повернуть оглобли всегда не так просто. Требуются разум, воля и работа соответствующих оргструктур. РЭЦ был создан в 2015 году. Претендующий на роль единого окна поддержки экспорта, сегодня он объединяет несколько направлений: собственно экспортный центр, страховое агентство, банк и школу экспорта, предназначенную главным образом для регионов. По признанию модератора встречи в «Сибэкспоцентре» Андрея Жигалова, два года назад он презентовал в Иркутске страховое агентство «ЭКСАР», входящее ныне в структуру РЭЦ и созданное как «ответ Чемберлену» – китайской корпорации по страхованию экспорта и кредитов (SINOSURE) и «Euler Hermes». Однако никто из экспортеров предложением не заинтересовался. И это легко понять. Все, что спускается в регион сверху, уже инстинктивно вызывает осторожность – взять хотя бы опыт вертикально интегрированных компаний на базе наших крупных производств, от которых так много неприятностей приходится терпеть и признавать, что такова реальность. Опять же ритейлеры, заходящие в регионы и сметающие с пути мелкий опт, – тоже процесс объективный. Так что субъективное недоверие для бывалого бизнеса – в помощь, как говорится, доверяй, но проверяй. Тем более что каждый из экспортеров, который присутствовал на встрече в «Сибэкспоцентре», протоптал дорогу на внешний рынок со всеми на то издержками сам. Кстати, по словам представителя масложиркомбината «Янта», с 2000 года развивающего свой экспорт, государство все это время напоминает производителям болельщика, который громко кричит «Шайбу!», но никогда сам ее в ворота не забивал. Нынче, похоже, ситуация в корне меняется и на долгожданный вопрос в адрес РЭЦ: «а в чем ваша выгода?» последовал краткий, но обнадеживающий ответ: «Мы решаем государственные задачи». Консультации, сопровождение контрактов, логистическое администрирование, анализ рынков и многое другое из числа бесплатных услуг, хотя в перспективе и это будет вариативно, страхование, кредиты, гарантии возврата НДС – все это представляет финансовый сектор услуг РЭЦ. Последнее, про НДС – это, конечно, привлекательная фишка. Ожидание рассчитанных и подтвержденных документами сумм всегда больной вопрос даже для больших фирм, когда поступление денежных средств не перекрывает текущих расходов. Обезопасить свою деятельность в этом плане очень заманчиво, но хорошо бы еще без мук и осложнений получить нужный сертификат. Эта тема остро встала при обсуждении вопросов экспорта на «мозговом штурме», заявленном представителями РЭЦ в программе мероприятия. Как и тема взаимодействия с контролирующими органами, надолго откладывающими совершение сделки. А может, они просто плохо работают, подставляя участников экспортной операции, которым уже не выйти из игры – все закручено, – под санкции, штрафы за просрочку и другие финансовые потери? Недаром глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин выступил с предложением закрыть половину контролирующих госорганов, которые «съедают» в год 5,4 триллиона рублей из бюджета. Товары двойного назначения на экспорт – тоже вопрос, с которым столкнулась одна из иркутских фирм, поставляя противогазы для чистки от химикатов цистерн – документы из министерства обороны пришлось получать больше месяца. «Мозговой штурм» – проверенная технология приезжих специалистов, призванная узнать умонастроения и узкие места, чтобы потом сверху предлагать их решение как ноу-хау. Будем надеяться, что на этот раз все не так, тем более что регион имеет и свой багаж экспортной деятельности, наработанный, в том числе, через «Сибэкспоцентр», и не только с соседними странами АТР, но и Центральной Европы. Идея Экспортного Центра возникла здесь не умозрительно, теоретически, а вызрела в недрах практической выставочной работы и накопленных международных контактов. Оставалось взять и воплотить ее в жизнь, тем более что к сроку подоспела Маньчжурская свободная экономическая зона, распахнувшая свои двери для участников почти полностью за свой счет. Первый выездной опыт специалистов «Сибэкспоцентра» и потенциальных экспортеров Иркутской области показал, что соседние регионы не дремлют, а уже идут по тому же пути, открывая путь на внешний рынок своим малым и средним производителям. Томская область, к примеру, уже лидирует по экспорту дикоросов. Остается и нам не отставать, тем более, по признанию министра экономического развития Евгения Орачевского, Иркутская область обречена на экспорт. Тому способствуют ресурсы, электроэнергия, транспорт, Байкал. Вот только когда речь идет о лесе, хочется опустить глаза, тяжело вздохнуть и перевести тему. Хотя бы на пеллеты. У них, похоже, точно экспортный путь, потому что внутренний рынок до сих пор к биотопливу не благоволит. А у нас уже 10 предприятий производят пеллеты для продажи за рубеж, строительство еще трех заводов – в планах. Вдохновить на заработок путем экспорта, как провозглашалась одна из задач иркутской встречи, похоже, уже не вопрос – те, кто участвовал в мероприятии «Региональный трек: Сделано в России» Российского Экспортного Центра, уже вошли во вкус. Есть и такие, кто получил первый заманчивый опыт под крылом «Сибэкспоцентра». Вопрос в том, как раскрутить бренд «Made in Russia» в других странах, избежать бюрократических проволочек, отладить четкий алгоритм сертификации продукции и оформления документов, чтобы вся государственная машина заработала на новый тренд. Российский Экспортный Центр со всем спектром своих услуг – консультирование, страхование, сертификация, кредитно-гарантийная поддержка – откроет к концу года в Иркутске свое представительство. «Сибэкспоцентр» с его опытом, контактами и структурой Центра экспорта возьмет на себя всю обойму технических вопросов: билеты, визы, гостиницы, бизнес-миссии, презентации, транспорт. Для тех, кто впервые выходит на внешние рынки и неважно какого калибра компания, этот комплекс услуг нужен и важен. Для мелких и средних, на которых принципиально ориентирован «Сибэкспоцентр» – в особенности. Судя по договоренностям, он будет аккредитован в РЭЦ и продолжит развивать экспортное направление в связке. Все разрозненные структуры должны стать звеньями одной цепи – жизнь давно доказала, что когда кто в лес, кто по дрова, толку мало.
|