Эротический подтекст нашли иркутские эксперты в рекламе бетона |
Ольга Шарипова | |||||||||||||||
28.10.2015 18:08 | |||||||||||||||
Экспертный совет по рекламе при УФАС Иркутской области на заседании 27 октября рассмотрел очередную партию спорных билбордов. Участники заседания пытались понять – действительно ли маркетологи использовали непристойные ходы или же ассоциации с чем-то неприличным и запретным всплывают исключительно в головах заявителей, каждый из которых, согласно пословице, судит в меру своей испорченности.
По традиции большинство реклам, в которых наблюдалась хоть какая-то провокационная составляющая, теоретически способная возбудить в сознании потенциальных потребителей «нехорошие» чувства и ассоциации, на всякий случай решили признать противоречащими закону. На этот раз в повестке дня были материалы, касающиеся, в частности, компании «Нептун», занимающейся продажей бетона, «Востсибстроя», ночных клубов «Манхеттен» и «Акула». К «Нептуну» у экспертов возникло сразу несколько вопросов – им не понравилось три билборда с рекламой бетона, расположенные на Байкальском тракте и на улице Безбокова в областном центре Приангарья. Слоган на всех щитах компании примерно одинаковый – «Он у тебя такооой… Бетон. Твердеет прямо на глазах». Подобная подача рекламы строительного продукта вызвала у участников заседания длительную дискуссию и даже внесла некоторый переполох. О смысловом посыле рекламы они сказали отдельно, а сначала остановились на том, уместно ли использовать женские образы в рекламе бетона и почему, например, не взять для иллюстрации красивого строителя-мужчину. К слову, на одном баннере изображена улыбающаяся удивленная девушка, на втором – абстрактное женское лицо (акцент на губы), на третьем – девушка в обтягивающем костюме с глубоким декольте (кстати, насчет этого эксперты пояснили, что оказывается, это костюм для БДСМ). Представители «Нептуна» рассказали, что рекламой хотели только привлечь потребителей, а никак не оскорблять их. После поступления жалобы они заменили баннер на более нейтральный. По их словам, многие клиенты позитивно оценили маркетинговый ход, назвав его оригинальным. Об этой рекламе в УФАС сообщила преподаватель русского языка из ИРНИТУ. Она отметила: «Меня оскорбили изображение и фраза. Нельзя не понимать, какие ассоциации возникают при виде такой рекламы у носителей языка. Кроме того, баннеры располагались по Байкальскому тракту, где ездит много туристов. Это может скомпрометировать Иркутскую область. Там очевидно есть эротический подтекст, а невербальные средства коммуникации несут пропаганду порнографии». Ее поддержала коллега, отметив: если раздельно рассматривать вербальный и невербальный контексты (то есть фразу и изображение), то ничего неприличного не возникает. Однако рекламодатель выступает с речевым актом, который ориентирован на определенную аудиторию и содержит коммуникативный комплексный посыл – именно с таким подходом нужно оценивать рекламу, считает лингвист. Она уверена, что порнографической составляющей там нет, но этическим нормам реклама противоречит, поэтому ее нельзя размещать в общественных местах. Один из участников совета не согласился с мнением большинства, заявив, что бетон, хоть и быстро твердеющий, никого не должен оскорблять по определению, а «оскорбительный образ возник у экспертов в голове, то есть он там уже находился, а не был с нуля сформирован рекламой. Таким образом, это ханжество». В итоге большинством голосов рекламу бетона признали ненадлежащей. Решение по следующему заявлению – рекламе квартир «Востсибстроя» со слоганом «Я почти готова. Твоя квартира» – вынесли в пользу компании. Честно говоря, у некоторых участников заседания возник вопрос, почему на совет вынесли этот факт – сложно найти что-то провокационное в рекламе с такой фразой и изображением девушек, одна из которых делает ремонт, а другая пьет чай и любуется видом из окна. Некоторые эксперты посчитали фразу «я почти готова» слишком зазывной, но большинство сказали, что выражение нейтрально и может использоваться в разных жизненных ситуациях, а эротических ассоциаций не вызывает. Не так повезло рекламщикам ночного клуба «Манхеттен». На баннере к мероприятию в честь Дня России изображена девушка в кокошнике, облизывающая балалайку, слоган вечеринки был «Я люблю Россию». Эксперты с новыми силами раскритиковали способ подачи информации, отдельно остановившись на непатриотичности организаторов и безответственном использовании российской культурной символики, ведущем к оскорблению страны. Глава Совета по рекламе, замруководителя УФАС по Иркутской области Александр Кулиш признался, что видит в этом сексуальный подтекст, информация формирует определенные образы, а одним из требований закона о рекламе как раз является отсутствие непристойных образов. Представитель «Манхеттена» отметила, что не стоит забывать, что ночной клуб – это индустрия развлечений, реклама располагалась перед входом в заведение, а не висела по всему городу. Что касается облизывания балалайки, то в клубе считают, что героиня рекламы таким образом целует музыкальный инструмент и подспудно проявляет любовь к стране. Несмотря на эти заверения рекламу признали ненадлежащей. Подобная участь постигла ночной клуб «Акула», которых угораздило назвать свою тематическую вечеринку «Очень плохая училка». Представители заведения напомнили, что в мировом кинематографе есть фильм с таким же названием, его запускали в прокат и транслировали по федеральным каналам с пометкой 14+. На рекламном баннере же написано, что вход на вечеринку только для совершеннолетних. Саму же афишу в «Акуле» назвали «простой»: женщина в платье с глубоким вырезом сзади стоит у доски, на плакате написано название мероприятия, дата и место проведения. Однако эксперты и после этого посчитали, что реклама не соответствует требованиям закона.
Метки: |