Эротический подтекст нашли иркутские эксперты в рекламе бетона

Ольга Шарипова   
28.10.2015 18:08
Экспертный совет по рекламе при УФАС Иркутской области на заседании 27 октября рассмотрел очередную партию спорных билбордов. Участники заседания пытались понять – действительно ли маркетологи использовали непристойные ходы или же ассоциации с чем-то неприличным и запретным всплывают исключительно в головах заявителей, каждый из которых, согласно пословице, судит в меру своей испорченности.
По традиции большинство реклам, в которых наблюдалась хоть какая-то провокационная составляющая, теоретически способная возбудить в сознании потенциальных потребителей «нехорошие» чувства и ассоциации, на всякий случай решили признать противоречащими закону.
На этот раз в повестке дня были материалы, касающиеся, в частности, компании «Нептун», занимающейся продажей бетона, «Востсибстроя», ночных клубов «Манхеттен» и «Акула».

К «Нептуну» у экспертов возникло сразу несколько вопросов – им не понравилось три билборда с рекламой бетона, расположенные на Байкальском тракте и на улице Безбокова в областном центре Приангарья. Слоган на всех щитах компании примерно одинаковый – «Он у тебя такооой… Бетон. Твердеет прямо на глазах».

Подобная подача рекламы строительного продукта вызвала у участников заседания длительную дискуссию и даже внесла некоторый переполох. О смысловом посыле рекламы они сказали отдельно, а сначала остановились на том, уместно ли использовать женские образы в рекламе бетона и почему, например, не взять для иллюстрации красивого строителя-мужчину. К слову, на одном баннере изображена улыбающаяся удивленная девушка, на втором – абстрактное женское лицо (акцент на губы), на третьем – девушка в обтягивающем костюме с глубоким декольте (кстати, насчет этого эксперты пояснили, что оказывается, это костюм для БДСМ).

Представители «Нептуна» рассказали, что рекламой хотели только привлечь потребителей, а никак не оскорблять их. После поступления жалобы они заменили баннер на более нейтральный. По их словам, многие клиенты позитивно оценили маркетинговый ход, назвав его оригинальным.

Об этой рекламе в УФАС сообщила преподаватель русского языка из ИРНИТУ. Она отметила: «Меня оскорбили изображение и фраза. Нельзя не понимать, какие ассоциации возникают при виде такой рекламы у носителей языка. Кроме того, баннеры располагались по Байкальскому тракту, где ездит много туристов. Это может скомпрометировать Иркутскую область. Там очевидно есть эротический подтекст, а невербальные средства коммуникации несут пропаганду порнографии».

Ее поддержала коллега, отметив: если раздельно рассматривать вербальный и невербальный контексты (то есть фразу и изображение), то ничего неприличного не возникает. Однако рекламодатель выступает с речевым актом, который ориентирован на определенную аудиторию и содержит коммуникативный комплексный посыл – именно с таким подходом нужно оценивать рекламу, считает лингвист. Она уверена, что порнографической составляющей там нет, но этическим нормам реклама противоречит, поэтому ее нельзя размещать в общественных местах.

Один из участников совета не согласился с мнением большинства, заявив, что бетон, хоть и быстро твердеющий, никого не должен оскорблять по определению, а «оскорбительный образ возник у экспертов в голове, то есть он там уже находился, а не был с нуля сформирован рекламой. Таким образом, это ханжество». В итоге большинством голосов рекламу бетона признали ненадлежащей.
Решение по следующему заявлению – рекламе квартир «Востсибстроя» со слоганом «Я почти готова. Твоя квартира» – вынесли в пользу компании. Честно говоря, у некоторых участников заседания возник вопрос, почему на совет вынесли этот факт – сложно найти что-то провокационное в рекламе с такой фразой и изображением девушек, одна из которых делает ремонт, а другая пьет чай и любуется видом из окна.

Некоторые эксперты посчитали фразу «я почти готова» слишком зазывной, но большинство сказали, что выражение нейтрально и может использоваться в разных жизненных ситуациях, а эротических ассоциаций не вызывает.

Не так повезло рекламщикам ночного клуба «Манхеттен». На баннере к мероприятию в честь Дня России изображена девушка в кокошнике, облизывающая балалайку, слоган вечеринки был «Я люблю Россию». Эксперты с новыми силами раскритиковали способ подачи информации, отдельно остановившись на непатриотичности организаторов и безответственном использовании российской культурной символики, ведущем к оскорблению страны.

Глава Совета по рекламе, замруководителя УФАС по Иркутской области Александр Кулиш признался, что видит в этом сексуальный подтекст, информация формирует определенные образы, а одним из требований закона о рекламе как раз является отсутствие непристойных образов.

Представитель «Манхеттена» отметила, что не стоит забывать, что ночной клуб – это индустрия развлечений, реклама располагалась перед входом в заведение, а не висела по всему городу. Что касается облизывания балалайки, то в клубе считают, что героиня рекламы таким образом целует музыкальный инструмент и подспудно проявляет любовь к стране. Несмотря на эти заверения рекламу признали ненадлежащей.

Подобная участь постигла ночной клуб «Акула», которых угораздило назвать свою тематическую вечеринку «Очень плохая училка». Представители заведения напомнили, что в мировом кинематографе есть фильм с таким же названием, его запускали в прокат и транслировали по федеральным каналам с пометкой 14+. На рекламном баннере же написано, что вход на вечеринку только для совершеннолетних. Саму же афишу в «Акуле» назвали «простой»: женщина в платье с глубоким вырезом сзади стоит у доски, на плакате написано название мероприятия, дата и место проведения. Однако эксперты и после этого посчитали, что реклама не соответствует требованиям закона.

Новости экономики и бизнеса

В ВТБ рассказали о новой схеме работы мошенников

Специалисты ВТБ выявили новую схему работы мошенников, которая направлена на использование клиентских данных для вывода средств. После первой попытки обмана, которая часто заканчивается неудачей, они стали перезванивать жертве под видом сотрудников госструктур. Подтверждая, что ранее собеседнику звонили мошенники, они запрашивают персональный код под предлогом восстановления доступа к учетной записи.

 
Игорь Кобзев наградил лучших сотрудникв Сбербанка в честь в честь 183-летия организации

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев вручил награды сотрудникам Сбербанка в честь 183-летия организации. Торжественная церемония состоялась 11 ноября.

 
Эксперты Сбера приняли участие в Третьем федеральном Форуме «Цифровой Алмаз»

Крупные компании активно участвуют в Третьем федеральном Форуме «Цифровой Алмаз» в Якутске. Одной из них является Сбербанк, который считает Форум площадкой обсуждения актуальных вопросов и поиска новых путей, связанный с цифровой трансформацией не только Якутии, но и России в целом. Об этом сообщил управляющий директор – начальник управления Департамента по работе с государственным сектором ПАО Сбербанк Иван Федюк.

 
ИП из Астрахани оштрафовало Иркутской УФАС за рекламу банка по телефону

В Иркутское УФАС обратился местный житель с заявлением на телефонный звонок рекламного характера. Ведомство установило, что на номер заявителя поступил звонок с предложением воспользоваться кредитной картой АО «Альфа-Банк».

 
Где в России самая выгодная ипотека? На Чукотке…

Россиянам перечислили регионы, где семье выгодней всего оформить ипотеку.


 

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок