Древний лед из Антарктиды изучат иркутские ученые

13.11.2022

Сотрудники Арктического и антарктического НИИ передали в Лимнологический институт Сибирского отделения РАН ледяные керны с ледораздела из центральной части Антарктиды.

В Иркутск керны отправились для сложного химического анализа, который позволит измерить концентрацию химических веществ во льду, сообщается на сайте ААНИИ.

При проведении подобных исследований важно сохранить древний химический состав льда, исключив взаимодействие с окружающей средой лаборатории, что является крайне сложной задачей. Химики из Лимнологического института Сибирского отделения РАН с ней успешно справляются.

В рамках исследования будут получены данные о концентрации сульфатов в керне - следов вулканических извержений. Эта информация поможет более точно датировать керны, оценить скорость снегонакопления и интерпретировать ранее полученные данные.

Не менее важной задачей стала сама транспортировка кернов до Иркутска. Образцы льда необходимо сохранять в замороженном виде, для чего требуется поддерживать определенную температуру – порядка -20 градусов. Для этого при транспортировке образцов использовались термоизолированные ящики, керны были пересыпаны сухим льдом (замороженный углекислый газ температурой -78 градусов) и в целости доставлены самолетом в сопровождении сотрудников ААНИИ в Иркутск.

Работы выполнялись в рамках гранта Российского научного фонда, который поддержал заявку сотрудников Арктического и антарктического НИИ по проекту «Климатическая изменчивость на Восточно-антарктическом плато за последние 2000 лет».

В рамках работы над проектом ученые исследуют изотопный состав осадков и снежно-фирновой толщи Восточной Антарктиды. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для валидации моделей глобальной циркуляции атмосферы, а летопись вулканических событий для уточнения датировок извержений и изучения отклика климатической системы на них. А самое главное проект поможет выяснить причины, механизмы и последствия прошлых, настоящих и будущих климатических изменений.

Первые результаты исследований кернов льда иркутскими учеными будут получены в течение ближайших нескольких месяцев, сообщает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.

Магнитные бури, возникшие в результате неоднородности в приполярной ионосфере, исследовали ученые ИСЗФ СО РАН

Научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Илья Едемский и ведущий научный сотрудник института Юрий Ясюкевич провели исследование эффектов магнитных бурь в приполярной ионосфере по данным ГНСС и проанализировали особенности этих эффектов, в зависимости от природы бури. Результаты исследования опубликованы в прошлом году в журнале первого квартиля Remote Sensing. Материал можно прочитать по ссылке.

Устройство для автоматизации операции на глазах разрабатывают в Иркутске

Студент ИРНИТУ Владислав Грибоедов и офтальмолог Вячеслав Кабин создают устройство для автоматизации кросслинкинга роговицы глаза, сообщает пресс-служба вуза.

Лаборатория нейтринной астрофизики будет работать в ИГУ

В Иркутском государственном университете при НИИ прикладной физики создана новая лаборатория — нейтринной астрофизики. Организована она в целях выполнения требований подписанного в конце 2022 года ИГУ соглашения с министерством науки и высшего образования РФ на выполнение госзадания, в рамках которого в течение трех лет ученые-физики получат 54 миллиона рублей.

Итоги научной работы в 2022 году подвели в ИСЗФ СО РАН

В конце 2022 года в Институте солнечно-земной физики СО РАН Ученый совет подвел итоги работы за год. На заседании совета отмечено, что государственное задание выполнено полностью. Важнейшими результатами в результате ранжирования признаны 22 работы, все они прошли предварительный отбор на научных сессиях по отдельным направлениям исследований.

Ситуационный центр цифрового мониторинга и прогнозирования экообстановки будет работать в Приангарье

В Институте динамики систем и теории управления имени Матросова СО РАН открыли Ситуационный центр цифрового мониторинга и прогнозирования экологической обстановки Байкальской природной территории.

Владислав Толстов - книжный рецензент