Эксперты РУСАЛа – о перспективах использования алюминия в автопроме, электроэнергетике и бурении

Ольга Шарипова   
27.08.2014 10:55
Российские и зарубежные эксперты заявляют о грядущем дефиците алюминия, повышении спроса на него, и как следствие, цены. По их мнению, восстановление цены на этот металл связано с несколькими факторами. Во-первых, растущий спрос на физический металл, в частности, со стороны автопроизводителей, во-вторых, запасы металла на складах LME постепенно сокращаются и уже опустились ниже 5 миллионов тонн.

 

По словам специалистов, на протяжении месяца цена на алюминий держится на уровне $2000 за тонну, время от времени то поднимаясь и обновляя полуторогодовые максимумы, то опускаясь. Эксперты отмечают, что последний раз цена металла пробивала отметку в $2000 за тонну 18 месяцев назад, поэтому можно делать вывод о многообещающем будущем алюминия.

Ряд мировых производителей, международных статистических агентств и инвестбанков прогнозируют по итогу года дефицит алюминия на рынке за пределами Китая, тогда как в 2013 году профицит превышал 1 млн тонн. Так, ОК «РусАл» пересмотрел свой прогноз относительно дефицита алюминия в сторону увеличения – с 1,2 млн тонн до 1,5 млн тонн. Японская Sumitomo Corp. ожидает дефицит в более скромных масштабах (61 тыс. тонн), зато в следующем году нехватка алюминия на рынке вырастет в 8 раз, до 492 тыс. тонн. Аналитики Goldman Sachs предсказывают дефицит в размере 579 тыс. тонн после 7 лет профицита. Сitigroup Inc. и Morgan Stanley солидарны с коллегами. Исследовательская группа CRU по итогам I полугодия 2014 года уже зафиксировала значительный дефицит на мировом рынке (за исключением Китая) на уровне 600 тыс. тонн.

Традиционно одним из основных потребителей алюминия является автомобилестроительная отрасль, и с каждым годом содержание этого металла в общем весе машины будет увеличиваться ввиду высоких показателей коррозийной стойкости, считают в «РусАле». Однако растущая доля алюминия в производстве автомобилей вызывает беспокойство у сталелитейных компаний. Его недавно выразил гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов, однако он заявил, что предпочитает расценивать этот вызов как дополнительный стимул для развития.

«В настоящее время алюминий – второй материал по процентному содержанию в общем весе автомобиля. Он применяется в производстве кузовов и компонентов подвесок, шасси, а также в блоках цилиндров, и других компонентах двигателя. 1 кг алюминия может заменить до 2-х кг стали или чугуна во многих областях применения», – рассказал директор по сбыту на рынках России и стран СНГ «РусАла» Роман Андрюшин.

Кардинальная ориентация автопрома на алюминий началась 10 лет назад с производства Audi А8, и уже сейчас большинство ведущих производителей – Mercedes, Audi, Jaguar, Toyota, Volkswagen – активно использует этот металл. К примеру, Jaguar не так давно анонсировал, что кузов будущего седана XE будет на 75% состоять из алюминия.

По мнению Романа Андрюшина, активное вовлечение алюминия в автопроизводство только начинается, поскольку его использование выгодно с экономической точки зрения – автомобиль весит меньше, соответственно, потребление топлива сокращается, в результате чего эксплуатационная стоимость машины становится более привлекательной.

Однако далеко не все компании могут позволить себе увеличить долю алюминия при производстве автомобилей и предпочитают придерживаться традиций. В «АвтоВАЗе» сообщили, что в автомобилях Lada изготавливаются около двух десятков деталей из алюминиевых сплавов, которые традиционно используются для всех машин низкого и среднего ценового сегмента.

«Исходя из нашего опыта и опыта других зарубежных компаний, можно сказать, что процесс расширения применения алюминиевых сплавов за счет замены деталей, традиционно изготавливаемых из стального проката или чугуна, сдерживается не по техническим причинам, а в связи с необходимостью обеспечения требуемой себестоимости изготовления этих деталей», - заявили в пресс-службе «АвтоВАЗа».

По словам представителя завода, стоимость алюминиевых сплавов существенно выше, и при этом требуются серьезные инвестиции для изменения технологии изготовления деталей. «В связи с этим, в ближайшее время "АвтоВАЗ" не планирует резкого увеличения объема применения алюминиевых сплавов, за исключением освоения производства в 2015 году нового двигателя Nissan, у которого блок цилиндров будет изготавливаться из алюминиевого сплава, в отличие от традиционно используемого нами чугуна», – подчеркнули в пресс-службе.

Несмотря на то, что крупнейший автопроизводитель РФ пока не собирается наращивать долю алюминия в своих изделиях, принятый закон о локализации автокомпонентов дает повод для надежды, так как с 2018 года планируется увеличение выпуска производимых в России компонентов.

В этом году «РусАл» уже реализовал проект на Саяногорском алюминиевом заводе по выпуску плоских слитков для производства автомобильных корпусов. Пока что эта продукция нашла своего покупателя за рубежом (Audi, Mercedes, Range Rover), но «РусАл» надеется, что в ближайшее время алюминиевый прокат будет востребован на отечественном авторынке.

Пока статистические данные по продажам автомобилей в РФ из месяца в месяц дают лишь почву для размышлений. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в России продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в июле сократились на 23% к июлю прошлого года, до 180,767 тыс., а по итогам 7 месяцев – на 9,9% к аналогичному периоду прошлого года, до 1,565 млн. машин. По словам представителя комитета Йорга Шрайбера, «в целом тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время». Представитель «РусАла» сообщил, что стагнация автопрома незначительно сказалась на снижении продаж сплавов в РФ по сравнению с оптимистичным прогнозом, это компенсировано продажами на внешних рынках.

Отметим, по мнению зарубежных экспертов, опрошенных Financial Times, алюминий может в ближайшее время потеснить медь в производстве кабелей и проводов, и основная тому причина – ценовая привлекательность алюминия. Если медь и алюминий в начале 2002 года стоили примерно одинаково, то выбор производителей проводов пал на медь ввиду ее технических преимуществ. Однако за 12 лет медь подорожала почти в четыре раза, до $7000 за тонну и выше, в то время как алюминий едва ли может похвастаться столь стремительным ростом, несмотря на то, что с начала года спотовая цена выросла почти на 17%, до $2064 за тонну.

Согласно прогнозу директора по закупкам цветных металлов компании Nexans (ведущий производитель кабельной продукции) Кристофа Аллейна, в ближайшее время в энергетике спрос на алюминиевые линии электропередачи будет расти. По его словам, уже в прошлом году клиенты компании интересовались возможностью производства кабелей и проводов не из меди, а из алюминия ввиду значительной разницы в цене. По данным топ-менеджера Nexans, если в странах Запада алюминий широко используется в производстве кабелей и проводов (60%), то в странах Персидского залива и в Китае на его долю приходится лишь 25%.

Представитель ОАО «МОЭСК» сообщил, что сегодня в столичном регионе в воздушных ЛЭП всех классов напряжения используется алюминий. «Электроснабжение Москвы осуществляется в основном по кабельным линиям, которые также различаются по классам напряжения. Линии от 0,4 до 35 кВ в основном прокладываются алюминием. Применение меди рассматривается в случаях, когда требуется передать большую мощность на этом классе напряжения. Медная жила идет уже в высоковольтных кабельных сетях 110-220 кВ и выше, так как медь имеет низкое сопротивление и при одинаковом с алюминием сечении обеспечивает необходимую пропускную способность», – пояснили в компании.

По словам представителя МОЭСК, с учетом высокой загрузки столичных сетей, имеющейся производственной инфраструктуры и инвестиционных возможностей – иной альтернативы при прокладке сетей (алюминий или медь) у энергетиков пока нет. «Но не исключено, что в будущем широкое распространение получит сверхпроводимость, и это, безусловно, найдет свое отражение в части возможного применения других видов металлов для передачи электроэнергии», – рассказали в пресс-службе.

Между тем, как отметил эксперт на российском медном рынке, если сравнивать применение меди и алюминия в электроэнергетике, то комфорт и продолжительность эксплуатации медных кабелей в разы выше алюминиевых (50-150 лет и до 10 лет соответственно). Кроме того, проводимость и емкость медных кабелей выше, и затраты на их поддержание намного ниже. По словам экспертов, основное «замещение» металлов уже произошло в 2007-2008 гг., что в купе с растущими ценами на алюминий говорит о том, что каких-то значимых перемен не будет.

Однако алюминий вытесняет медь не только в электроэнергетике, но и в жилищном строительстве, где существует перспектива расширения его применения. По мнению Романа Андрюшина, алюминий и сплавы на его основе позволяют достичь гораздо больших потребительских свойств и технических характеристик, которые 10 лет назад были неизвестны.

Специалисты утвеждают: помимо основных лидеров по потреблению алюминия, есть еще, по крайней мере, три направления, которые могут поддержать спрос на металл на высоком уровне – это алюминиевые банки, алюминиевые грузовые вагоны и бурильные трубы.

Упаковка очень сильно недооценена с точки зрения рыночного потенциала и спрос на этот вид алюминиевой продукции в РФ сейчас ниже уровня развивающихся стран, считают в «РусАле». Дополнительной поддержкой к активному использованию алюминиевой банки станет, в том числе, чемпионат мира по футболу 2018 года в РФ.

«Алюминиевая упаковка отлично сохраняет химический состав и вкусовые качества продукта, что крайне важно для конечного потребителя. У «РусАла» множество проектов с крупнейшими производителями алюминиевого проката, в частности, мы тесно сотрудничаем с Alcoa – одним из крупнейших наших потребителей, на долю которого приходится порядка 15% от продаж компании на внутреннем рынке», – объясняет Роман Андрюшин.

К числу наиболее актуальных сфер применения алюминия относится бурение, технология которого была создана и развивалась еще во времена СССР. Как в автопроме и жилищном строительстве, одно из конкурентных преимуществ алюминиевой бурильный трубы заключается в том, что изделие гораздо легче стального аналога, в результате чего потребуется меньше оборудования для поддержания одной скважины, что снизит удельные затраты на эксплуатацию.

«Это очень инновационное предложение, которое будет интересно, особенно в нашей стране. Основные участники рынка обладают технологиями и мощностями по производству, и после отработки окончательной технологии готовы увеличить поставки как минимум в 2 раза. «РусАл» под этот проект имеет возможность уже со следующего года поставлять до 30 тыс. тонн алюминия в год для производства бурильных труб», – рассказал Роман Андрюшин.

Несмотря на то, что производство алюминиевых бурильных труб, по мнению «РусАла» - весьма многообещающее направление, политика вносит свои коррективы в планы производителей. Как стало известно на днях, Alcoa и ОАО «Роснано» решили расторгнуть договоренность о партнерстве по выпуску труб с защитным покрытием для нефтегазового сектора России на фоне сложной политической обстановки. Однако на первом этапе американская компания будет самостоятельно реализовывать проект и, возможно, на последующих этапах "Роснано" присоединится к Alcoa.

И, наконец, третье перспективное направление для алюминиевой отрасли может стать производство алюминиевых грузовых вагонов, или хопперов. Этот вид вагонов способен увеличить грузоподъемность до 79 тонн, а также после срока эксплуатации быть полностью утилизированным в отличие от стального аналога, рассказывает топ-менеджер «РусАла».

«Очевидные выгоды грузоподъемности должны полностью компенсировать удорожание, которое может возникнуть при производстве алюминиевого вагона. На текущий момент экспериментальный алюминиевый грузовой вагон произведен, проходит откатку и тестирование. К сентябрю-октябрю этого года мы ожидаем получить результаты тестов и эксплуатационных характеристик, после чего он будет предложен РЖД», – рассказывает Роман Андрюшин.

По сообщению пресс-службы ОК РУСАЛ

Метки:
 

Сергей Шмидт - серия колонок

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок