Школа перемен: в Иркутске завершилась выставка «Образование Прибайкалья - 2015»

Надежда Зайцева, «Сибэкспоцентр»   
15.04.2015 10:45
В Иркутске в «Сибэкспоцентре» рамках 11-го областного форума «Образование Прибайкалья-2015» прошло более 120 мероприятий. В нём приняли участие более 3-х тысяч педагогов, обучающихся и их родителей из Приангарья и других регионов. О работе форума и его результатах журналист Надежда Зайцева подготовила материал «Школа перемен».

На всей территории «Сибэкспоцентра» в дни работы форума «Образование Прибайкалья - 2015» был сплошной экшн, как любят нынче говорить школьники, большие мастера неологизмов и, как выяснилось, не только. Действие происходило повсеместно и в разных форматах: лекции, презентации, мастер-классы, конкурсы, фестивали, демонстрации, обсуждения, дебаты, награждения и даже квест, что почти то же самое, что экшн, только в игровом жанре.

Система образования находится в движении, и то, что происходило на площадках  «Сибэкспоцентра», позволило получить комплексное представление по разным направлениям её модернизации, представлялось адекватным отображением  естественного процесса.
– Скажите, на кого нам равняться – задавала старшеклассница вопрос «на засыпку» региональному  министру. – На другие страны или СССР, когда у нас было самое лучшее образование.

– Раньше у нас была другая страна, – резонно отреагировала на вопрос Елена Осипова, – и другое время.

В самом деле, школа советского периода готовила ребят работать на целине, у станка или  мартеновской печи и чтобы «делали ракеты, и даже в области балета» мы были впереди планеты всей. Дисциплина, стабильность, рацпредложения, соцсоревнования, единый подход и стахановский труд «за себя и за того парня» – это конечно, ценности, достойные подражания, но нынче, когда все течет и стремительно меняется, востребованы  креативность, нестандартный подход, умение быстро обучаться  и на ходу  перестраиваться.

Специалист сегодня – это уже не монолит, а трансформер – таким и должен быть ученик, да и учитель тоже. И форум убирал границы между ними, заставляя меняться местами.

Педагоги сосредоточенно слушали лекции по ИТ-технологиям, внимали предложениям по совершенствованию школьных сайтов и внедрению электронных учебников, решали математические задачки на презентации проектов своих коллег, даже гимнастические упражнения послушно выполняли вслед за креативным инструктором. А школьники, в свою очередь, решали управленческие задачи, примеряли на себя роль стратегов, моделируя в ходе увлекательного квеста «Школа будущего».

Управленческий опыт сызмальства воспитывает культуру взаимодействия в рамках игр, в которые всегда играют люди – кто-то руководит, а другие выполняют задачи. Кроме того, работа над проектом, который представляли группы-участники квеста, – это всегда совместный труд, и такой навык очень актуален для современных школьников. Они живут в виртуале, сетевых коммуникациях, многие в творчестве, потому что ведут на интернет-ресурсах свои блоги. А если доступен английский, то и вообще мир, что называется, у юных ног, а это совсем другая психология.

И когда в программных заявлениях форума я услышала: «Сегодня всем нужна личность», у меня отлегло от сердца – неужели в самом деле закончились времена, когда главным наущением было «не высовываться» и быть таким, «как все»? Неужели  уже в школе внедряется новая норма жизни, когда нужно стремиться к самореализации, быть самим собой, а, стало быть, для кого-то  неудобным, не вписывающимся в стандарты и нарушающим комфорт? Неужели и впрямь – «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас?» А ведь это совсем другая история, в которой можно и нужно ставить перед  министром  «неудобный вопрос» ребром, как определила школьница, морально-этического свойства: а должен ли учитель доминировать над учеником?

Возможно было б такое, когда  Печорин – исключительно «лишний человек», а Катерина «железно» «луч света в темном царстве», хотя бывали нестандартные обсуждения классики и даже соцреализма. Но вот чтобы так,  и  в лоб – а давайте и мы проведем форум для учителей  и расскажем, что мы ищем и находим в «поганых интернетах» – вот это луч, который высветит содержание виртуальной жизни  учеников и поможет поколениям понять друг друга. Главная концепция развития образования сегодня – это содружество, сотворчество и все остальные слова с этой соединяющей приставкой - так декларировала позиции региональный министр на встрече со старшеклассниками.
В ходе форума педагоги активно презентовали свои авторские проекты, предлагая экспертам, уже поднаторевшим в этом направлении, выносить свои суждения.

– Это черемховцы выступают, – услышала я от участников форума, проходящих мимо сектора ДОД – дополнительного образования детей. Здесь полным ходом шли мастер-классы по развитию творческих способностей. На соседней площадке, в секторе ИТ, как говорят сегодня  в школе, «ботаники» представляли сконструированный проект технологической линии для БРАЗа, а чуть подальше раздавался победный крик. Я поспешила туда выяснять, что происходит. Возбужденные мальчишки в знакомых по «Робосибу» футболках со слоганом «Мы – инженеры будущего» обступили столы, где шли соревнования  конструкторов.

– Это филиал  фестиваля робототехники? – поинтересовалась я.

– Нет, это посвящение в тему, – объяснили организаторы, – чтобы вовлечь как можно больше ребят в процесс. В прошлом году мы сделали «пробу пера», так новички уже далеко ушли вперед и стали победителями разного уровня соревнований. Оказалось, что и фестиваль  «Мама, папа, я – робосемья», как спорт, стал необходимым в жизни. По всему видно, что недалек тот час, когда робототехника станет одним из основных предметов в каждой школе.

Рядом с площадкой робототехники в «Сибэкспоцентре» соседствовали столы, где шли мастер-классы по работе с берестой. Это ли не связь времен и традиций? В школе все должно быть прекрасно – и музейное дело и 3D-проектирование.

Интересным получился областной конкурс моделей агробизнес-школ. Во глубине нашего сибирского региона работники образования оправдали формулу, что  кризис – повод для творчества. В Тулунском районе, к примеру, агрошколу, осиротевшую после гибели совхоза, сумели сделать почти поселкообразующим предприятием. Авторы проекта так и заявляли, что ставили себе задачу с помощью школы  сохранить поселок. И вот она с прилегающими к ней грядками  и  другими сельскохозяйственными объектами стала  местом и учебы, и заработка, и создания рабочих мест.

Несмотря на фристайл, краудсорсинг, консалтинг  и квест на форуме в «Сибэкспоцентре»  подвели  итоги конкурса «Мир русского языка». И что еще остро актуально – обсудили вместе со школьниками тему индивидуального обучения – в соответствии с наклонностями ученика, его способностями, а иногда – возможностями.

–  Школа уже готова к этому, – утверждала министр, – не готовы сами люди.

Вон она, доминирующая роль стереотипов: если школа, то только от звонка до звонка и за партой. А то, что она сегодня подвижная, многообразная, разновариантная и открытая для перемен, можно было увидеть, обойдя площадки  и павильоны «Сибэкспоцентра», когда здесь  работал форум «Образование Прибайкалья-2015».

Новости образования

В Минобре разъяснили, как школьники Иркутской области будут учиться в мае

Министр образования региона Максим Парфенов ответил на вопросы жителей Приангарья о создании безопасных условий в образовательных организациях, графике работы в мае для педагогов и обучающихся и психологической помощи детям.

 
Викторину для участия в летних эколого-промышленных экспедициях запустил РУСАЛ

РУСАЛ объявил старт отборочного тура в эколого-промышленные экспедиции «Экопоколение», которые состоятся в августе этого года.

 
На БрАЗе состоялась очередная экскурсия «Профессионалитета»

Братский алюминиевый завод стал одной из производственных площадок, где состоялись экскурсии старшеклассников в рамках Всероссийского дня открытых дверей.

 
Трудный этап у школьников: как не потерять силы перед экзаменами?

Впереди последние учебные недели, а в дальнейшем — экзамены. У школьников — ОГЭ и ЕГЭ, у студентов — сессия. О том, как сохранить силы до конца учебного года, как собраться и успешно подготовиться к итоговым испытаниям, рассказала Лусине Хачатрян, профессор Института здоровья и развития «ДЕЛТА».

 
Выпускников из прифронтовых регионов пустят в вузы без ЕГЭ

Анатолий Вассерман рассказал о том, как школьники из приграничных и новых регионов России могут поступить в вузы без ЕГЭ. В некоторых регионах России было решено частично отменить обязательность сдачи ЕГЭ, однако это не помешает выпускникам поступить в учебные заведения.

 

Леонид Корытный - о проблемах Байкала

Видеосюжеты
Сергей Шмидт: Срок