Школа перемен: в Иркутске завершилась выставка «Образование Прибайкалья - 2015» |
Надежда Зайцева, «Сибэкспоцентр» | |||||||||||||||
15.04.2015 10:45 | |||||||||||||||
В Иркутске в «Сибэкспоцентре» рамках 11-го областного форума «Образование Прибайкалья-2015» прошло более 120 мероприятий. В нём приняли участие более 3-х тысяч педагогов, обучающихся и их родителей из Приангарья и других регионов. О работе форума и его результатах журналист Надежда Зайцева подготовила материал «Школа перемен».
На всей территории «Сибэкспоцентра» в дни работы форума «Образование Прибайкалья - 2015» был сплошной экшн, как любят нынче говорить школьники, большие мастера неологизмов и, как выяснилось, не только. Действие происходило повсеместно и в разных форматах: лекции, презентации, мастер-классы, конкурсы, фестивали, демонстрации, обсуждения, дебаты, награждения и даже квест, что почти то же самое, что экшн, только в игровом жанре. Система образования находится в движении, и то, что происходило на площадках «Сибэкспоцентра», позволило получить комплексное представление по разным направлениям её модернизации, представлялось адекватным отображением естественного процесса. – Скажите, на кого нам равняться – задавала старшеклассница вопрос «на засыпку» региональному министру. – На другие страны или СССР, когда у нас было самое лучшее образование. – Раньше у нас была другая страна, – резонно отреагировала на вопрос Елена Осипова, – и другое время. В самом деле, школа советского периода готовила ребят работать на целине, у станка или мартеновской печи и чтобы «делали ракеты, и даже в области балета» мы были впереди планеты всей. Дисциплина, стабильность, рацпредложения, соцсоревнования, единый подход и стахановский труд «за себя и за того парня» – это конечно, ценности, достойные подражания, но нынче, когда все течет и стремительно меняется, востребованы креативность, нестандартный подход, умение быстро обучаться и на ходу перестраиваться. Специалист сегодня – это уже не монолит, а трансформер – таким и должен быть ученик, да и учитель тоже. И форум убирал границы между ними, заставляя меняться местами. Педагоги сосредоточенно слушали лекции по ИТ-технологиям, внимали предложениям по совершенствованию школьных сайтов и внедрению электронных учебников, решали математические задачки на презентации проектов своих коллег, даже гимнастические упражнения послушно выполняли вслед за креативным инструктором. А школьники, в свою очередь, решали управленческие задачи, примеряли на себя роль стратегов, моделируя в ходе увлекательного квеста «Школа будущего». Управленческий опыт сызмальства воспитывает культуру взаимодействия в рамках игр, в которые всегда играют люди – кто-то руководит, а другие выполняют задачи. Кроме того, работа над проектом, который представляли группы-участники квеста, – это всегда совместный труд, и такой навык очень актуален для современных школьников. Они живут в виртуале, сетевых коммуникациях, многие в творчестве, потому что ведут на интернет-ресурсах свои блоги. А если доступен английский, то и вообще мир, что называется, у юных ног, а это совсем другая психология. И когда в программных заявлениях форума я услышала: «Сегодня всем нужна личность», у меня отлегло от сердца – неужели в самом деле закончились времена, когда главным наущением было «не высовываться» и быть таким, «как все»? Неужели уже в школе внедряется новая норма жизни, когда нужно стремиться к самореализации, быть самим собой, а, стало быть, для кого-то неудобным, не вписывающимся в стандарты и нарушающим комфорт? Неужели и впрямь – «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас?» А ведь это совсем другая история, в которой можно и нужно ставить перед министром «неудобный вопрос» ребром, как определила школьница, морально-этического свойства: а должен ли учитель доминировать над учеником? Возможно было б такое, когда Печорин – исключительно «лишний человек», а Катерина «железно» «луч света в темном царстве», хотя бывали нестандартные обсуждения классики и даже соцреализма. Но вот чтобы так, и в лоб – а давайте и мы проведем форум для учителей и расскажем, что мы ищем и находим в «поганых интернетах» – вот это луч, который высветит содержание виртуальной жизни учеников и поможет поколениям понять друг друга. Главная концепция развития образования сегодня – это содружество, сотворчество и все остальные слова с этой соединяющей приставкой - так декларировала позиции региональный министр на встрече со старшеклассниками. В ходе форума педагоги активно презентовали свои авторские проекты, предлагая экспертам, уже поднаторевшим в этом направлении, выносить свои суждения. – Это черемховцы выступают, – услышала я от участников форума, проходящих мимо сектора ДОД – дополнительного образования детей. Здесь полным ходом шли мастер-классы по развитию творческих способностей. На соседней площадке, в секторе ИТ, как говорят сегодня в школе, «ботаники» представляли сконструированный проект технологической линии для БРАЗа, а чуть подальше раздавался победный крик. Я поспешила туда выяснять, что происходит. Возбужденные мальчишки в знакомых по «Робосибу» футболках со слоганом «Мы – инженеры будущего» обступили столы, где шли соревнования конструкторов. – Это филиал фестиваля робототехники? – поинтересовалась я. – Нет, это посвящение в тему, – объяснили организаторы, – чтобы вовлечь как можно больше ребят в процесс. В прошлом году мы сделали «пробу пера», так новички уже далеко ушли вперед и стали победителями разного уровня соревнований. Оказалось, что и фестиваль «Мама, папа, я – робосемья», как спорт, стал необходимым в жизни. По всему видно, что недалек тот час, когда робототехника станет одним из основных предметов в каждой школе. Рядом с площадкой робототехники в «Сибэкспоцентре» соседствовали столы, где шли мастер-классы по работе с берестой. Это ли не связь времен и традиций? В школе все должно быть прекрасно – и музейное дело и 3D-проектирование. Интересным получился областной конкурс моделей агробизнес-школ. Во глубине нашего сибирского региона работники образования оправдали формулу, что кризис – повод для творчества. В Тулунском районе, к примеру, агрошколу, осиротевшую после гибели совхоза, сумели сделать почти поселкообразующим предприятием. Авторы проекта так и заявляли, что ставили себе задачу с помощью школы сохранить поселок. И вот она с прилегающими к ней грядками и другими сельскохозяйственными объектами стала местом и учебы, и заработка, и создания рабочих мест. Несмотря на фристайл, краудсорсинг, консалтинг и квест на форуме в «Сибэкспоцентре» подвели итоги конкурса «Мир русского языка». И что еще остро актуально – обсудили вместе со школьниками тему индивидуального обучения – в соответствии с наклонностями ученика, его способностями, а иногда – возможностями. – Школа уже готова к этому, – утверждала министр, – не готовы сами люди. Вон она, доминирующая роль стереотипов: если школа, то только от звонка до звонка и за партой. А то, что она сегодня подвижная, многообразная, разновариантная и открытая для перемен, можно было увидеть, обойдя площадки и павильоны «Сибэкспоцентра», когда здесь работал форум «Образование Прибайкалья-2015».
|
- Порнозвезда рассказала о последствиях секса с 919 мужчинами за сутки
- В российской столице чуть не ограбили робота-доставщика
- Историческая родина шаурмы разочаровала российского блогера
- Американская бабушка на три дня застряла между кроватью и стеной
- Проект мусоросортировочного комплекса под Ангарском прошел экспертизу