Министерство юстиции Российской Федерации проверило качество правовой экспертизы конституций (уставов) субъектов РФ. В соответствии с этой работой подготовлены рекомендации – ликвидировать наиболее грубые и часто встречающиеся нарушения, допускаемые региональными законодателями при составлении главного документа субъекта федерации. К Уставу Иркутской области не высказано ни одного замечания.
Как сообщает пресс-служба Законодательного собрания, уставы и конституции регионов содержат много типичных нарушений, противоречий Конституции РФ и федеральному законодательству. В республиках Алтай и Башкортостан за субъектами федерации закреплено право устанавливать региональные компоненты государственных образовательных стандартов. Тыва, Чувашская республика, Алтайский, Забайкальский края, Архангельская, Кировская, Мурманская и Омская области для рассмотрения кандидатуры главы региона, представленного президентом страны, установили сроки, не соответствующие федеральному законодательству.
Кроме того, в ряде уставов, в нарушение федеральной нормы, предусматривается внесение проекта регионального бюджета в законодательный орган власти не высшим должностным лицом, а высшим исполнительным органом государственной власти (Красноярский край, Новгородская, Омская области).
В ряде случаев региональные законодатели допустили нарушения, связанные с сокращением списка государственных должностей, утвержденного указом президента РФ. В республиках Алтай и Чувашия разработан собственный, противоречащий федеральным нормам, порядок принятия решения о недоверии отдельным должностным лицам органов исполнительной власти. В Пермском крае попытались ограничить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий Законодательного собрания, в Новгородской области – сохранить выборность высшего губернатора, в Калининградской области – ограничить число сроков работы для губернатора.
В Минюсте отметили, что ряд уставов и конституций субъектов федерации нуждаются в корректировках в связи с изменениями федерального законодательства, касающегося формирования органов законодательной (представительной) власти регионов, деятельности политических партий и др. Законодательное собрание Иркутской области своевременно внесло соответствующие изменения в региональное законодательство, в связи с чем замечаний к качеству Устава со стороны Министерства юстиции РФ не поступило. |