Сергей Тен: в Приангарье необходимо продиагностировать все трассы и тратить больше из Дорожного фонда на областной центр |
Ольга Шарипова | |||||||||||||||
12.04.2016 08:16 | |||||||||||||||
Проводить систематическую диагностику трасс, принять законопроект о направлении штрафов за нарушение ПДД в Дорожный фонд Приангарья и тратить из него как минимум вчетверо больше, чем сейчас, на дороги Иркутска как областного центра. С такими предложениями в проект Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года выступил депутат Госдумы РФ Сергей Тен на пресс-конференции 11 апреля.
По мнению Сергея Тена, в Стратегии развития региона необходимо учитывать и федеральные трассы М-53, М-55 и «Вилюй» – несмотря на то, что формально они не подпадают под ответственность региона, и их эксплуатацией занимаются три управления. «Однако эта инфраструктура существует не сама по себе, это дороги, которые проходят по территории Иркутской области», – подчеркнул депутат. Что касается дорог регионального и местного значения, то их в Приангарье, по данным Минстроя Иркутской области на начало 2016 года, 12 450 км и 16 466 км соответственно. Причем 73,7% областных трасс и почти 64% местных не соответствуют нормативным требованиям, подчеркнул Сергей Тен. Однако он отметил, что цифры могут быть и более серьезные – никто не знает, в каком действительно состоянии находятся все трассы, так как в Иркутской области нет практики постоянной диагностики дорог. Кроме того, в собственности Иркутской области находится 1202 моста, из которых 69 – в аварийном состоянии, 261 – в предаварийном. Наконец, подчеркнул Сергей Тен, Мамско-Чуйский, Катангский, Киренский и Бодайбинский районы (а это почти 24 тысячи человек) не имеют круглогодичной автодорожной связи с Иркутском. Парламентарий подчеркнул, что приоритетом должна стать безопасность жителей, а дорожная инфраструктура – особенно в условиях экономической нестабильности – драйвером развития экономики региона. «Мы видим здесь две составляющих – финансовую и техническую. Говоря о первой, надо учитывать оптимизацию стоимости строительства, реконструкции и ремонта дорог. В частности, Минтранс РФ активно работает над снижением затрат на дороги с низкой интенсивностью движения. Кроме того, важно искать дополнительные источники финансирования», – отметил Сергей Тен. Он рассказал, что в Бурятии для ремонта дорог малой интенсивности применяют не стандартную достаточно дорогую технологию «закатывания» асфальтобетонного покрытия, а используют метод ресайклирования – когда по улице едет специальная машина, снимает верхний слой, перемалывает его и смешивает с битумом и другой смесью, выкладывает тут же, а сзади едут катки. К слову, говорит парламентарий, это удешевляет процесс: если по обычной технологии один километр стоит 13-16 миллионов рублей, то ресайклированием – 10 миллионов с учетом строительства инфраструктурных сооружений. «В Иркутской области такой практики нет, хотя наш Дорожный фонд – почти вдвое больше, чем в соседнем регионе. Кроме того в Приангарье есть и научный потенциал, и ИркутскгипродорНИИ», – подчеркнул Сергей Тен. Говоря о техническом аспекте, депутат отметил, что необходимо внедрять инновационные технологии, использовать материалы местных производителей, а также комплексно заниматься развитием дорожного сервиса. К слову, он отметил, что федеральные власти поддержали инициативу направлять штрафы за нарушение правил дорожного движения в Дорожные фонды регионов и предоставили такое право субъектам Федерации. Теперь решения вопроса ждут от властей Приангарья. Отдельно Сергей Тен коснулся необходимости проводить полную диагностику дорог, изучая интенсивность и состав движения, уровень нагрузки, пропускную способность и отмечая потенциально опасные места: «По опыту других регионов это обходится от 10 до 15 тысяч рублей за километр. Да, это дорого, но нужно. На сельских дорогах для удешевления процесса можно не проводить диагностику, а с помощью специалистов составить дефектовые ведомости». Сергей Тен подчеркнул, что такие документы должны находиться в свободном доступе, так как большое значение имеет общественный контроль. Также парламентарий предлагает установить региональные нормативы на проектирование, строительство, ремонт и содержание сети дорог – это позволит, по словам эксперта, учесть региональную специфику и снизить фактический уровень финансирования, заложенный федеральными властями. Среди необходимых мер Сергей Тен назвал и ремонт дорог с учетом их фактического износа (что должно совершаться вовремя), строительство мостов к населенным пунктам, не имеющих круглогодичной связи с «большой землей» и постепенный отказ от паромных переправ, а также комплексное обустройство дорог – с освещением, тротуарами и ограждениями. Кроме того, особо депутат подчеркнул важность продления подпрограммы развития Иркутска и увеличение субсидирования. «Деньги необходимо направить на капремонт улиц и дорог, а также на новые объекты транспортной инфраструктуры. Средства должны выделяться из Дорожного фонда Иркутской области – и гораздо больше, чем это делается сейчас, так как Иркутск – «лицо» региона. Необходимо на эти цели минимум 10% от размеров Фонда», – подчеркнул Сергей Тен. Для примера он отметил, что в 2016 году из регионального Дорожного фонда на Иркутск выделено 170 миллионов рублей, а необходимо минимум 750 миллионов – для планомерного и системного ремонта и строительства дорог. Еще одну ставку парламентарий делает на системы безопасности – контроль за соблюдением ПДД и пункты весового контроля: «Можно вкладывать миллиарды рублей, но без весового контроля дороги все равно будут разбиваться. Кстати, потенциальные инвесторы для этого есть, другие регионы имеют подобный опыт, поэтому Иркутской области нужно начать с ними взаимодействовать. Кроме того, Сергей Тен отметил важность приоритета общественного транспорта над личным, подчеркнув, что среднюю скорость и качество пассажирских перевозок надо увеличивать. Он напомнил, что принят 220-й федеральный закон об организации пассажирских перевозок, по которому теперь муниципальные власти получили нормативную базу и могут влиять в том числе и на частников – таким образом, порядок в отрасли можно навести эффективнее. Наконец, Сергей Тен также подчеркнул необходимость увеличения финансирования направлений по научно-исследовательским работам в отрасли. Сейчас, по словам депутата, на эти цели тратят около 5 миллионов рублей Дорожного фонда, который в общей сложности исчисляется в 75 миллиардов рублей. Парламентарий подчеркнул, что «исторически сложилось, что в Иркутской области и в Иркутске вокруг темы дорожного хозяйства много политики. Я считаю, что политики приходят и уходят, нужно заниматься экономикой, регион у нас остается, население живет в нем, вопросов к дорогам много. Любые программы, которые принимаются в регионе, должны выполняться – независимо от смены политического курса. Можно до бесконечности это корректировать, но к реализации так и не приступить».
|