Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова
(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.
Читатель Толстов: Иностранное остросюжетное: восемь новинок криминального жанра |
Владислав ТОЛСТОВ | |||||||||||||||
11.08.2019 00:00 | |||||||||||||||
Прочитано в 2019 г. Выпуск 318
Мишель Бюсси «Помнишь ли ты, Анаис?»
Я пришел в восторг от чтения этой книги! Бюсси – современный классик «полара». «Полар» не путать с «нуаром» - это, скажем так, французская версия «нуара», более мягкий вариант, утонченный, снобский. Так вот, Бюсси считается самым сильным автором в современном «поларе», но он гораздо больше, чем просто жанровый писатель, и он придумал короткие новеллы (в сборнике их четыре), где каждая или детектив, или предполагает некую детективную интригу, но не обязательно связанную с убийством. Скорее, это такие диетические детективные сюжеты вроде расследования семейной истории, связанной с определением родства, или мнимое убийство (комичная супружеская пара приезжает в пансион, от громадного шкафа в номере исходит странный запах, и супруги решают, что здесь произошло убийство – лучший сюжет в книге). Или история, как стареющий машинист всю жизнь мечтал стать крутым детективщиком (писать книги), и его любящая жена устраивает ему настоящий квест, подбрасывает якобы улики. Мишель Бюсси написал книгу, жанр которой можно определить как «поэтический детектив», или «добрый детектив». Это мастерская работа: пользуясь инструментами и приемами, которые предписывает ему статус автора жанровой прозы, он создает произведение куда более глубокое и серьезное, нежели какой-то там «полар». Обязательно, просто обязательно прочитайте. Роберт Харрис «Мюнхен»
Дипломатический триллер. В Европе неспокойно, Гитлер произносит воинственные речи, а английские дипломаты пытаются удержать мир на краешке войны. Дело происходит в 1938 году, до начала второй мировой войны остается чуть больше года, и всю эту историю мы видим глазами молодого дипломата корпуса Ее Королевского Величества Хью Легата, такого британца-британца, которому суждено оказаться в самой горячей точке европейской политики. Роберт Харрис – автор знаменитого «Фатерлянда», шедевра альтернативной истории, в котором Третий Рейх выигрывает вторую мировую, и стареющий чиновник из ведомства СС переживает, что его дети слушают запрещенную группу Beatles. «Мюнхен» - никакая не альтернативная, а самая что ни на есть реалистическая историческая проза: в романе появляются Гитлер и Черчилль, Даладье и Чемберлен, вставлены реальные шифротелеграммы, которыми обменивались дипломатические миссии в Европе. Сталин упоминается один раз – по мнению писателя Харриса, Советский Союз в тогдашних дипломатических европейских раскладах не принимал никакого участия. Ну-ну. Стюарт Макбрайд «Темная земля»
Если бы я писал рецензию на эту книгу для какого-нибудь молодежного издания, я бы ее назвал «Хрясь-хрясь». Решительно невозможно понять, как главный герой сержант Логан Макрэй выживает в тех обстоятельствах, которые ему обеспечивает автор (а про Макрэя написан целый цикл романов, у нас их недавно стали переводить). Вот они, непростые будни сержанта полиции: «В уголке его правого глаза возникло какое-то пятно, затем последовал удар. Логан с грохотом влетел в стену. Толстая рука вцепилась ему в лицо, втирая в обои, сжатая в кулак вторая рука наносила удары по ребрам. Удар. Второй. Третий... Потом все вокруг беспорядочно закружилось — потолок, ковер, снова потолок... Логан рухнул на пол». В книге подобных эпизодов хватает. Идеальное чтение для людей, которые любят, например, франшизу «Крепкий орешек» - чтобы главный герой был побрутальнее, но при этом желательно немножко маргинальный (пьет, отношения с женщинами непростые, да и вообще денек не задался, сплошное хрясь-хрясь). В лесу находят тело, а сержант совсем неподалеку сидел в служебной машине и предавался сожалениям о загубленной жизни – вот и видел, скорее всего, убийц, но они его тоже видели, и ему теперь куда деваться – надо ловить злодеев, пока они его первые не. Эндрю Уилсон «Оттенки зла»
Ого, у «Азбуки» новая книжная серия. В январе вышла довольно причудливая книга «Искусство убивать», детектив, в котором главной героиней была писательница Агата Кристи. Причем автор набрался наглости написать роман от первого лица. А «Оттенки зла» - вторая книга серии, серия называется «Расследование Агаты Кристи». Типа, к самой популярной писательнице детективов регулярно обращались за помощью то спецслужбы, то полиция с просьбой помочь распутать очередное заковыристое преступление. И Агата Кристи не могла отказать, хотя, судя по книге, подобные просьбы вводили ее в состояние крайнего раздражения. «Оттенки зла» интересны как раз не детективной линией, а обстановкой, декором, обстоятельствами эпохи. Агата Кристи путешествует на океанском лайнере, посещает изысканные салоны британских светских львиц, ведет какую-никакую общественную деятельность, разговаривает с разными людьми. Все эти эпизоды написаны с исключительной исторической добросовестностью – скорее уж, «Оттенки зла» роман не столько детективный, сколько историческая проза о жизни британского высшего класса во время правления короля Георга Третьего. Ну, и проза замечательная. Ребекка Рид «Идеальные лгуньи»
В последнее время стало все больше выходить книг, вдохновленных, с одной стороны «семейными триллерами», которые пишет Лиана Мориарти, а с другой – «преступлениями из обычной жизни» (ролевая модель – «Девушка в поезде» Полы Хоскинс). «Идеальные лгуньи» не идеально, но вписываются в оба формата. Три подружки собираются на ужин – флэшбек – вот они же, только 16 лет назад – действие переносится в наши дни – похоже, эти подружки уже не совсем подружки. На самом деле действие держится на простой пружинке: 16 лет назад они сделали одну нехорошую вещь, теперь одна из них собирается признаться, снять грех с души, а две других в этом совершенно не заинтересованы. Все эти флэшбеки, когда ты читаешь про то, что сейчас, и надо перестраиваться на другой сюжет, происходивший с героинями в прошлом – это нормальный прием, но когда туда-сюда сюжет скачет постоянно, утомляет. В целом, конечно, лучше еще раз перечитать Лиану Мориарти (кстати, вы в курсе, что начали выкладывать в сетях второй сезон «Большой маленькой лжи»?), но если больше нечего читать, вполне годится и Ребекка Рид. К слову, это ее первая книга, изданная в России. Виктория Хислоп «Восход»
Вот! В самый разгар курортного сезона и нужно читать книги, где действие происходит где-нибудь на Кипре, например, в Фамагусте. Один комментатор на Лайвлибе так и написал – решил, мол, прочесть новый роман Виктории Хислоп потому, что она пишет про Фамагусту, а я оттуда только что вернулся и захотел узнать, как ей там, понравилось ли. На самом деле Фамагуста там только место действия, а сам сюжет далек от пляжной расслабленности. Супружеская пара перебирается на Кипр из Греции, открывает самый роскошный в городе отель. Рядом живет семья турок, две семьи подружились. Но тут началась турецкая оккупация Кипра (если кто не знает, дело было в 1964 году), на остров высаживаются турецкие войска, и теперь в отеле живут только его бывшие сотрудники и турецкие семьи из окрестных районов, у которых есть причины скрываться от своих соплеменников. Из пляжного романа о прекрасном Кипре «Восход» (это название отеля) книга стремительно пикирует в довольно неприятный постапокалипсис. Хотя это же Виктория Хислоп, все равно все закончится хорошо, не переживайте. Камилла Стен «Мертвый город»
Первая книга этого автора, переведенная и изданная в России. И хочется думать, не последняя. По сюжету это что-то среднее между «Твин-Пикс» и «Ведьмой из Блэр»: съемочная группа отправляется в заброшенный шахтерский городок, который некогда был оставлен его жителями, и надо бы разгадать эту тайну. Главная героиня, Алис, мечтает сделать сенсационный документальный фильм, она прагматичная современная женщина, которая не верит в глупые шахтерские легенды о нечистой силе. Правда, в Сильверщерне (так называется город) буквально на каждом шагу происходит что-то мистическое: то двери скрипят не так как им положено, то слышится печальное пение, хотя это скорее всего ветер. Нет, точно ветер, определенно ветер. А то если поверить, что это голоса мертвых, можно с ума сойти. И если вы готовы к опасному путешествию, «Мертвый город» с его эстетично организованным и красиво показанным кошмаром сделает его незабываемым. Временами там прямо ух какой саспенс, хочется зажмуриться: «Мои ноги начинают неметь от неудобного положения. Я не осмеливаюсь пошевелиться. Это плод моего воображения. Я себя накрутила… Тело действует само по себе. Я задерживаю дыхание. И снова слышу хриплые глубокие вдохи. Тонкая струйка мочи сбегает вниз по моему бедру, и джинсы становятся мокрыми. Глаза медленно, но верно начинают привыкать к темноте. Слишком мало света, чтобы я могла видеть все в деталях, но постепенно вырисовываются контуры окружающих предметов. Напротив заклинивших дверей что-то есть. Продолговатой формы, с закругленными углами — точно не штатив камеры, генератор или холодильник. Оно шевелится». ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ Лорет Энн Уайт «Голодная пустошь»
Эту канадскую писательницу издательство «Эксмо» открыло только год назад, а уже выходит ее четвертый роман (о предыдущей книге, «Утонувшие девушки», я писал). Лорет Энн Уайт, если кто понимает, трехкратный лауреат премии Дафны Дюморье, которую вручают за лучший триллер, и в жанре триллера она работает отлично! Тут еще помогает обстановка, место действия романа: в «Голодной пустоши» вас окружает полярная тундра, по которой бегают россомахи, маламуты и прочие иннуиты. Есть компания, которая добывает здесь алмазы. Есть геологи, которые ищут алмазы. Есть два молодых биолога, парень и девушка, которых отправили собирать шерсть медведя гризли, а потом нашли их растерзанные тела – и совершенно непонятно, гризли это, волки или какие-то более страшные монстры. К тому же это уже не первый такой случай. Наконец, есть девушка из местных, служит в офисе шерифа, ее отправляют в далекую тундру разбираться с этим делом, потому что кому еще, она всех местных знает. Она терпеть не может пилота вертолета (в полярной Канаде вертолет – главное транспортное средство), но это в итоге даже пойдет на пользу расследованию. Что тут скажешь? Отличный роман.
|
Владислав Толстов - фантастически эрудированный и плодовитый рецензент, чьи регулярные обзоры новых книг традиционно привлекательны для посетителей нашего сайта. Его слово ценят и в российских книжных издательствах, чьи литературные новинки он использует как основу для обзоры художественной литературы (и не только - в сфере его внимания и научпоп, и исторические хроники). Иногда даешься диву - а не искусственный ли интеллект поглощает ежемесячно гигабайты новинок современной литературы? Но нет, это живой человек - пишущий на интересные книги рецензии с тонким чувством юмора и неподражаемым авторским слогом... Какие новые книги вышли в свет - и что из них достойно вашего внимания? Владислав — надежный навигатор, представляющий, возможно, лучшие обзоры книг в Рунете. На этой странице ищут: новые книги 2020 • новые книги 2021 • новинки литературы • книги отзывы рецензии • обзор современной литературы • книги обзоры рейтинги • новинки литературы 2020 • новинки литературы 2021 • рейтинг книг обзор лучших • обзор художественной литературы • книжные рецензии • новинки современной литературы • новинки военно исторической литературы • новинки российской литературы • |