Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова
(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.
Читатель Толстов: Русские: не только проза, но и лекции, и письма – новинки отечественных авторов |
Владислав ТОЛСТОВ | |||||||||||||||
07.05.2020 00:00 | |||||||||||||||
Прочитано в 2020 г. Выпуск 395
Александр Коржаков «Кремлевские сказы»
Боже, я и забыл уже о нем. И новому поколению читателей надо объяснять, кто такой Александр Коржаков. При Ельцине это был человек номер два в стране после президента, начальник его президентской охраны, настолько влиятельный, что мог назначать-снимать губернаторов, и вообще рулил страной в те часы, когда Ельцин был, эээ, неспособен. В 1996 году его отправили в отставку, страна с облегчением вздохнула, а Коржаков потыкался-потыкался, в Кремль его больше не пускали, и стал он писателем. Написал «разоблачительные» мемуары «Борис Ельцин: от заката до рассвета», которые всех сильно рассмешили (в полном соответствии с максимой о лакее Анатоля Франса, написавшего когда-то мемуары о своем хозяине – «ему велели вынести ночную вазу, он добавил туда собственных помоев», мол, суди, дружок не выше сапога). И вот прошло почти 20 лет, и снова Коржаков пишет книгу – на этот раз, насколько можно понять, политическую сатиру. Все действующие лица закодированы под нехитрыми псевдонимами – «В годы работы в управе города NN тесно контактировал с будущими видными деятелями его режима – газовиком Мюллером, главным счетоводом Курдиным, профессиональным аферистом Дубайсом, знатным ростовщиком Грехом и еще одним хмырем по фамилии Шматко – этого кидали повсюду, где надо было пустить пыль в глаза и все запутать: от физкультуры до строительства». Этот текст настолько пропитан обидой, досадой, злостью и раздражением отставного бывшего властителя российской политики, что местами поднимается до уровня фельетона в районной газете. Читать забавно. Ирина Медведева-Томашевская «Таврида»
Вспомним о прекрасной миссии, которую взяло на себя издательство «Редакция Елены Шубиной». Они уже несколько лет издают сборники частных документов, переписку между людьми, принадлежащих советской эпохе – собственно, именно по этим документам мы лучше понимаем это прошлое. Ирина Медведева-Томашевская большую часть жизни прожила в Крыму, помогала Солженицыну, привечала Бродского, состояла в переписке с Дмитрием Лихачевым… В последние годы жизни она много писала о Пушкине, о его поездах в Крым, до этого несколько лет работала над историческим очерком «Таврида», где проследила летопись Крымского полуострова после его передачи в русские владения. Кроме этих текстов, в книгу вошли также неопубликованные архивные записи из домашнего и семейного архива Медведевых-Томашевских. 500 страниц роскошных подробностей чужой жизни, с жемчужинами фраз, которые уже сегодня нуждаются в переводе и комментировании. Кто из нынешних молодых поймет фразу из письма Лихачева «Снял Югославию на диапозитивы». Что за Югославия такая, что за диапозитивы? Рекомендую поклонникам подобной ностальгической мемуарной прозы. Роман Сенчин «Петля»
Роман Сенчин – певец русской безнадеги, ловец сюжетов о том, как беспросветно и чудовищно тяжело жить в сегодняшней России. Я всегда читал его книги, понимая, что в какой-то мере это такая игра с читателем – тянуть одну бесконечную заунывную песнь о том, как плохо все вокруг, такой гимн торжествующей депрессии. В последние годы мне больше нравятся рассказы Сенчина, он все лучше и лучше делает именно короткую прозу. Причем там может не быть сюжета, они неравноценны, рассказы, есть совершенно никакущие, но попадаются и отменные, великолепные. «Петля» - это сборник рассказов, сам Роман Сенчин перебрался в Екатеринбург и живет теперь там, и в большинстве рассказов местом действия тоже становится Екатеринубрг, «Екат», как его называют местные жители. Есть рассказ «В залипе»: писатель садится с раннего утра за рабочий стол, чтобы что-то написать, но потом весь день занимается прокрастинацией, шарится по Интернету, убивает время, не написав в результате ни строчки. Или еще один отличный рассказ «Ты меня помнишь» о парне, в которого влюбилась четырехлетняя дочка его друзей. Проходит семь лет, он снова приезжает в эту семью – а девочка его уже не помнит. Вроде бы ничего особенного, но рассказы Сенчина при внешней непритязательности, даже некоторой шершавости сделаны очень профессионально, эти сюжеты потому и западают в память, что они высвечивают темные углы нашей повседневности. Хороший сборник. Алексей Колобродов «Об Солженицына»
Название великолепное, я считаю – это же парафраз из Хармса, где Пушкин запинается через лежащего Гоголя – «никак об Гоголя»! И это моя любимая серия «Книжная полка Вадима Левенталя», уже 39-й, между прочим, выпуск в импринте, которому два года исполнилось. И это – вот что главное – тексты Алексея Колобродова, который представляется литературным критиком, но он гораздо шире, глубже, интереснее этого амплуа. Мне вот кажется, что Колобродов – это идеальный читатель-аналитик. Он смотрит, скажем, сериал «Таинственная страсть» про поэтов-шестидесятников и вдруг обнаруживает, что архетипически главные герои повторяют героев романа Дюма «Три мушкетера». Или обнаруживает неожиданные сближения в судьбах, творческих портретах, даже текстах Булата Окуджавы и Виктора Астафьева, заметив, что оба родились в течение одной недели в мае 1924 года. Я не знаю, не могу сказать, насколько построения и выводы Колобродова «бьются» с теорией литературы и прочими областями строгого научного знания – хотя человек он начитанный, эрудированный, и свои выкладки аргументирует достаточно тщательно. Я к тому, что о книгах, о читательских впечатлениях, как мне кажется, именно так и надо писать – встраивая свои впечатления в некий масштабный, широкий исторический, социальный или антропологический контекст. И окажется, что «бывают странные сближения» - не в том дело, что странные, а в том, что они могут возникать среди явлений и фигур, решительно никак не совмещающихся, не имеющих ничего общего в массовом сознании. Классная книга, чего там, прочитал за несколько часов не отрываясь. Галина Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
Каждые два года, это уже традиция, выходит книга, сборник рецензий Галины Юзефович. В 2016 году вышла книга «Удивительные приключения рыбы-лоцмана», спустя два года – «О чем говорят бестселлеры», и вот позади еще два года очередной том рецензий за отчетный период. В третьей книге более продумана, как мне показалось, композиция: отдельный блок посвящен фантастике, отдельный – современной российской прозе, есть даже глава про Пелевина. Галина Юзефович пишет рецензии давно, я не могу сказать, что согласен со всеми ее выводами и оценками, но мне нравится, как она аргументирует свою позицию, как уверенно расставляет авторов и их произведения в своей виртуальной библиотеке – этого к модернистам определить, а вот это наверняка будущий классик. У Юзефович есть все необходимые качества, позволяющие сборникам ее рецензий становиться достаточно адекватным отражением современного литературного процесса: она обладает вкусом, она начитанный человек с хорошей книжной эрудицией. Наконец, у нее есть очень важное достоинство: Юзефович искренне любит книги и старается передать эту любовь другим, заразить всех своим читательским вирусом. И, думаю, у нее это получается. Сколько уже лет читаю все ее рецензии, и не надоело. ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ Александра Баркова «Русская литература. От олдового Нестора до нестарых Олди»
У «Рипол-Классик» продолжается серия «Лекции PRO», выпуски которой стараюсь не пропускать. Лекции Александры Барковой не теряют в стенограмме, в текстовом формате – они такие же страстные, возмущенные или восхищенные, как будто Баркова говорит не о писателях давних эпох, а о своих знакомых. И это несоблюдение дистанции делает лекции Александры Барковой личными, они такие безбашенные и немножко хулиганские получаются. Баркова рассказывает о зарождении литературы в Киевской Руси, о том, как создавались ключевые тексты нашей словесности – «Задонщина», «Слово о полку Игореве», «Житие протопопа Аввакума». Но при этом она пристрастна, она придирается к словам, она объясняет, почему древние писатели брали именно такие темы и такие сюжеты, она разбирает по кирпичикам, например, повесть о Петре и Февронии, не обнаруживая в этой истории никакого назидательного смысла. Я читал книгу Барковой с невероятным удовольствием – может быть, именно так, в такой предельно раскованной форме и надо учить студентов, что такое древнерусская литература («что такое берестяные грамоты? Это эсемески»). И это действительно хороший цикл лекций – в голове остается куда больше, чем от чтения иных академических безупречных научных книг по этой дисциплине. Молодец, Александра Баркова!
|
Владислав Толстов - фантастически эрудированный и плодовитый рецензент, чьи регулярные обзоры новых книг традиционно привлекательны для посетителей нашего сайта. Его слово ценят и в российских книжных издательствах, чьи литературные новинки он использует как основу для обзоры художественной литературы (и не только - в сфере его внимания и научпоп, и исторические хроники). Иногда даешься диву - а не искусственный ли интеллект поглощает ежемесячно гигабайты новинок современной литературы? Но нет, это живой человек - пишущий на интересные книги рецензии с тонким чувством юмора и неподражаемым авторским слогом... Какие новые книги вышли в свет - и что из них достойно вашего внимания? Владислав — надежный навигатор, представляющий, возможно, лучшие обзоры книг в Рунете. На этой странице ищут: новые книги 2020 • новые книги 2021 • новинки литературы • книги отзывы рецензии • обзор современной литературы • книги обзоры рейтинги • новинки литературы 2020 • новинки литературы 2021 • рейтинг книг обзор лучших • обзор художественной литературы • книжные рецензии • новинки современной литературы • новинки военно исторической литературы • новинки российской литературы • |