Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова
(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.
Читатель Толстов: История: и опять 12 классных новинок о том, что творилось с нами в прошлом! |
Владислав ТОЛСТОВ | |||||||||||||||
03.11.2019 00:00 | |||||||||||||||
Прочитано в 2019 г. Выпуск 342
Анатоль Ливен «Чечня: трагедия российской мощи»
Книга Анатоля Ливена (редкий случай западного журналиста, открыто симпатизирующего России и русским, к тому же младшего брата известного историка Доминика Дивена) впервые вышла в России в 1998 году. То есть это не только исследование журналиста, которые почти всю первую чеченскую не вылезал из мятежной Чечни, но и исторический документ. Ливена стоит читать уже потому, что он описывал мельчайшие подробности политических событий, предшествовавших войне в Чечне. И это делает его книгу уникальным свидетельством, потому что кто сегодня помнит, какую роль в этой истории сыграли люди по фамилии Сосланбеков и Аслаханов? Кто помнит, кто такой Доку Завгаев? Кто сейчас вспомнит, какие меры принимала российская власть для усмирения непокорных горцев? Слова «трагедия российской мощи» в названии книги неслучайны. Ливен показывает на массе примеров, что в период первой чеченской российская армия была невероятно слаба, раздираема противоречиями, деморализована. Что воевать российской армии (даже слово «война» находилось под запретом – российские военные в Чечне, если кто забыл, занимались «восстановлением конституционного порядка») пришлось в ситуации, когда и общество, и пресса, и большая часть политической элиты как минимум не понимали смысла этой войны. Книгу Ливена составили не только его репортажи из Чечни и публицистические статьи. Здесь можно найти и политические портреты чеченских лидеров, и размышления о популярности образа благородного разбойника в русской классике, и реконструкцию политики России на Кавказе, и многое другое. Дарья Короткова «Белорусские земли в советско-польских отношениях»
Интересная монография (вышла в замечательной исторической серии «Новейшие исследования отечественной истории», которую я очень люблю), посвященная вопросу создания белорусской государственности, отправной точкой которой, по мнению автора, стал Всебелорусский съезд в декабре 1917 года, и последовавший спустя три месяца Брестский мир, давший возможность создания белорусского национального государства – правда, в рамках советского проекта. Сама возможность создания белорусского государства оставалась сомнительной на протяжении трех веков, со времен Люблинской унии, когда территории компактного проживания белорусов оказались разорваны между Польшей, Великим княжеством Литовским и Московской Русью. Политически белорусы принадлежали Российской империи, экономически и культурно в губерниях, впоследствии составивших белорусское государство, доминировали поляки. Белорусская интеллигенция с собственным национальным самосознанием возникла позднее, чем в других странах Восточной Европы, и политическая борьба за самостоятельность здесь началась позже. Сама тема зарождения белорусской государственности даже в советские годы оставалась практически неизученной, и монография Дарьи Коротковой – первое за многие годы исследование, посвященное формированию национального белорусского движения – от падения царского режима до наших дней. Джон Перри «Эпоха великих географических открытий»
Тема великих географических открытий, начавшихся с плавания Колумба (на самом деле отсчет надо вести с первых экспедиций португальских мореплавателей, случившихся лет за сто до этого) – тема, конечно, не новая. И английский историк Джон Перри, с одной стороны, занимательно и увлекательно излагает самую историю этих открытий, с другой – предлагает собственные версии того, почему они стали возможными. У него есть интересные догадки. Например, пока медики не придумали способы сохранения человеческой жизни после ампутации, а также простейших гигиенических правил, позволявших морякам выживать в тесных замкнутых помещениях на протяжении многомесячных путешествий, речи не могло быть о дальних путешествиях и географических открытиях. Пока географы не предложили новую концепцию мира, описывавшую нашу землю как шар, и давшую возможность мореходам точно определять свои координаты – никто не рисковал отправляться в неизведанные моря. Наконец, свое слово сказали и купцы, профинансировавшие, как сейчас сказали бы, стартапы по консервации и сохранению пищевых продуктов – солонина, засоленное мясо, тоже может считаться полноценным героем эры великих открытий. Хорошее чтение, рекомендую. Дмитрий Узланер «Конец религии? История теории секуляризации»
Секуляризацией поначалу называли процесс конфискации церковных земель, но постепенно под этим понятием объединилось все, что связано с «передачей» полномочий от церкви в «гражданское» общество, будь то знания, представления о мире или общественные институты. Например, если государство берет на себя функцию социальной защиты малообеспеченных слоев населения, о которых прежде заботилась церковь, считается, что произошла секуляризация социальной политики. Социолог Дмитрий Узланер изучил процесс секуляризации, начало которому, по его мнению, было положено в эпоху Просвещения, когда лучшие умы человечества стали искать альтернативу Божьему промыслу. В 20 веке, в связи с известными событиями, процесс секуляризации достиг таких масштабов, что стали говорить о «конце религии». В чем Дмитрий Узланер не уверен: религия, церковные учреждения всегда грамотно приспосабливалась к социальным и экономическим нововведениям, и ренессанс религиозного чувства в России – это не ответ на секуляризацию, а своего рода процесс обретения церковью новых форм существования в современном обществе. Узланер анализирует труды Гегеля, Конта, Маркса, Дюркгейма, Тенниса, Вебера, становление секуляризации в ХХ веке и ее упадок сегодня. Любопытно, что отдельная глава посвящена судьбе теории в СССР. Екатерина Юхнева «Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта»
Отличное исследование, чем были в царской России доходные дома в крупных городах – прежде всего, конечно, в столице Российской империи. Ничего не осталось без внимания: как эти дома строились, какими были условия аренды, кто в них жил, какая вокруг этих зданий была создана инфраструктура, включавшая не только прислугу и дворников, но и таких неочевидных, но полезных в хозяйстве профессионалов, как мужиков, окуривавших квартиры в домах от вредных насекомых. Доходные дома как явление культурное присутствуют в большинстве произведений русской классики, как часть городской жизни представляют интерес для социологов (после революции подавляющее большинство доходных домов превратились в коммуналки). Наконец, доходные дома стали интересной институцией для историков быта: «В последней четверти XIX века в жилищной сфере Петербурга происходят революционные преобразования — внедряются практически все известные нам сегодня бытовые удобства, которыми мы пользуемся до сих пор. Начал функционировать водопровод, изобретены различные модели водопроводных кранов и умывальников, появились ватерклозеты с унитазами, а в некоторых домах даже ванны. Поражает разнообразие предлагавшихся способов отопления жилищ: водяное, паровое, отопление горячим воздухом и электрическое. (Наше современное отопление — водяное, хотя в быту мы называем его по инерции ошибочно «паровым».) В домах петербуржцев зажглись первые электрические лампочки — началась эра электрического освещения. Интересно, что ничего принципиально нового для благоустройства быта не придумано вот уже почти полтора века». Качественное, серьезное и вместе с тем занимательное исследование. Ирина Архангельская «Золотой запас империи. О капитале, коммерции и деловой жизни России конца XIX – начале ХХ века»
Интересная попытка рассказать историю российского предпринимательства. Тем более, что у нас и в этом, как водится, особый путь. Предпринимательство как массовое явление появилось при императрице Елизавете, отменившей особым указом таможенные сборы для отечественных бизнесменов – это мотивировало русских купцов открывать собственные торговые дома и развивать торговлю. Впрочем, почти все институции, связанные с организацией собственного дела, в России появлялись с сильным опозданием по сравнению с развитыми западными странами. Будь то проведение промышленных ярмарок, создание банковской системы или даже такая «мелочь», как собственная торговая реклама. Да и общественное мнение относилось к отечественным капитанам бизнеса, мягко говоря, без особого пиетета: купец-толстосум – постоянный персонаж карикатур и сатирических рассказов. А нажить капитал на железнодорожном строительстве или армейских поставках считалось поступком не то чтобы дурным, но в высшее общество таких богатеев не звали. В итоге почти полтора столетия предпринимательство в России считалось занятием неуважаемым, рискованным и даже опасным. Хороший получился очерк не только истории российского бизнеса, но и русского капитализма как явления социального. Лев Бердников «Всешутейший Собор. Смеховая культура царской России»
Я искренне восхищен этой книгой! Лев Бердников обратился к исследованию одного из самых малоизученных феноменов русской жизни – феномену скоморошества, своеобразной смеховой культуры, которая служила не только развлечения ради, но и в отдельные времена была настоящей политической и даже антицерковной сатирой. Автор прослеживает эволюцию образа шута, скомороха в российской истории. Первым «кровавым скоморохом» был Иван Грозный, который даже опричнину учредил как пародийное войско, пересмеивающее одежду, ритуалы и поведение монашества – все эти черные клобуки, собачьи головы и нагольные шубы опричников имели, оказывается, четкий символический смысл, прекрасно «читавшийся» современниками. Отдельная глава посвящена история уже не шутов, а записных острословов, умевших за счет своего остроумия сделать карьеру и добиваться немалых чинов (к слову, тут вам и «кейс» Федора Толстого-Американца, который ну ничем не остался в истории, кроме как меткими фразочками и анекдотами, тут и судьба барона Мюнхгаузена, реально существовавшего прусского офицера на русской службе, тут и многие другие). И отдельная глава посвящена «шутам от литературы», разного рода бездарным графоманам, которые будоражили общественное мнение своими стихами или прозаическими произведениями – умудряясь подчас, пользуясь своей репутацией бездарей, сказать весьма серьезные вещи. Дмитрий Хвостов, ныне совершенно забытый как поэт, двести лет назад был объектом самых убойных шуток, едкого сарказма и издевательств. Его и помнят-то только специалисты по истории литературы, а между тем скорее именно с него «срисовали» образ Козьмы Пруткова. Великолепная книга, непременно всем рекомендуется к прочтению! Мэри Бирд «Цивилизации. Образы богов и людей в искусстве от Древнего мира до наших дней»
Два года назад в «Альпине Нон-Фикшен» вышла первая книга Мэри Бирд «История Древнего Рима», которую многие (и я в том числе) считают одной из лучших книг по античной истории. В новой книге Мэри Бирд предлагает интересный взгляд на античную цивилизацию. Цивилизация, говорит она – это не только тексты и летописи, это прежде всего визуальные образы. И если рассматривать – именно рассматривать – античную цивилизацию через те фрески, скульптуры, статуи, здания, которые она нам оставила, можно прийти к неожиданным выводам. Бирд рассказывает не только о том, чему нас могут научить античные статуи (научить в данном случае означает сообщить о людях, которые их создавали, о художественных вкусах и предпочтениях), но и проводит своего рода «розыскные мероприятия» в более поздних эпохах, «узнавая» признаки античного искусства в живописи, скульптуре и архитектуре более поздних эпох. Этому способствовала в немалой степени и мода на античность, которую исповедовали высшие слои британской аристократии. Если бы не любовь просвещенных британцев к античной культуре, наследниками которой они себя полагали, многие из древних артефактов до наших времен попросту не дожили бы. Поскольку являлись, с точки зрения христианской церкви, проявлениями языческого, неправильного, а следовательно – дикого восприятия мира. Кто бы мог подумать. Не скажу, что эта книга лучше «Истории Древнего Рима», но хорошо, что у нас продолжают переводить и издавать исследования Мэри Берд. Наталия Зазулина «Европейский пасьянс. Хроника последнего десятилетия царствования Екатерины Второй»
Мне уже приходилось писать о книгах Наталии Зазулиной, которые выходят в издательстве «Бослен». Прежде всего хочу обратить внимание на то, как эта книга оформлена: каждое историческое лицо мы можем увидеть, извините за каламбур, в лицо, все упоминания о деятелях европейской политики времен заката екатерининской эпохи снабжены их портретами. То есть книгу можно даже не читать, а рассматривать как фотоальбом большой и недружной семьи правителей Европы трехсотлетней давности. Но лучше ее все же прочесть. Когда мы произносим ничего не значащие слова «хитросплетения европейской политики», мы редко можем себе представить, насколько сложными и извилистыми были эти самые хитросплетения. Когда удачный династический брак какого-нибудь герцога из крошечного курфюрства мог вознести его на Олимп и сделать одной из ключевых фигур. Наталия Зазулина взяла на себя немалый труд (потребовавший работы в английских, французских и бог знает еще каких архивах) кропотливо и тщательно восстановить все эти взаимосвязи, все претензии, обольщения и обиды, которые питали друг к другу многочисленные европейские правители. Наверно, вникать в тонкости закулисной дипломатии ей было невероятно интересно, потому что рассказывает она об этом с драйвом, юмором, отличным знанием материала – и нескрываемой симпатии к той эпохе. Замечательная, просто замечательная книга! Наум Синдаловский «Петербургские поляки в городском фольклоре»
Год назад в «Центрполиграфе» вышла книга Наума Синдаловского «Мятежный Петербург», я писал о ней. «Петербургские поляки» - отличное исследование городской истории, собрание интересных баек, анекдотов, историй, связанных с присутствием поляков в петербургской культуре, архитектуре, политике, торговой деятельности. И след, как выясняется, оставили немалый: от Адама Мицкевича до Владислава Стржельчика и Эдиты Пьехи (а ее муж Броневицкий – тоже поляк, вы знали?). Польская кровь, как выясняется, текла в жилах авантюристки Соньки Золотой Ручки, из Польши приехал в Петербург один из самых талантливых архитекторов столицы Мариан Лялевич. А художник Орловский даже стал персонажем городского фольклора: «Природа наградила его уродливым носом и резким, крикливым голосом. Говорят, петербургские няньки пугали им детей. В столичной художественной среде только ленивый обходил молчанием эти досадные физические обстоятельства. Обидные карикатуры и оскорбительные пасквили сопровождали архитектора всю жизнь». Любопытная книга. Ниал Фергюссон «Горечь войны. Новый взгляд на первую мировую»
Очередная книга почтенного и активно издаваемого в России историка (в этом году уже вторая – весной Corpus выпустил «Виртуальную историю», я писал о ней). Особенность книг Фергюссона, вернее, их постоянная основная мысль: Британия перестала быть империей, и отсюда все мировые скорби, включая две мировых войны. В «Горечи войны» Фергюссон снова возвращается к этой теме: британские аналитики недооценили германскую мощь, британские военные не смогли придумать такую стратегию, чтобы уничтожить немецкую армию моментально, а не гноить солдат в окопах четыре года, британские ученые придумали танк и аэроплан, а британские промышленники не смогли нарастить производство передовой военной техники. Если же серьезно, «Горечь войны» - она не только о горечи Ниала Фергюссона о потере империи. Это прежде всего обстоятельная, подробная, очень профессионально сделанная панорама первой мировой войны во всех ее проявлениях – от организации вербовочных пунктов до военной темы в творчестве европейских поэтов. «Горечь войны» книга отличная, и обязательна к чтению всем, кто интересуется военной историей, особенно историей первой мировой. Замечу при этом, что недавно «Пятый Рим» издал капитальное исследование «Фронт и тыл великой войны» Юрия Бахурина, которое, я считаю, Ниал Фергюссон не превзошел, не превзошел. ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ Евгений Жаринов «Безобразное барокко»
Историк культуры Евгений Жаринов говорит об искусстве барокко, который сегодня искусствоведы считают «золотым веком» культуры, в контексте эпохи, когда создавались эти великие шедевры. Шестнадцатый и семнадцатый век были не только столетиями бурного расцвета искусства, не только «эпохой барокко», это были еще и страшные кровавые века, на тот момент обернувшиеся самыми кровопролитными войнами в истории Европы. Войны между протестантами и католиками, крестьянские войны, Тридцатилетнаяя война, выкосившая треть мужского населения Европы – таким был исторический фон, на котором творили Караваджо, Вивальди, Рубенс и Рембрандт. И если внимательно присмотреться к шедеврам барокко, если попытаться понять, что скрывает история создания каждого шедевра, в них можно увидеть немало того, что ускользает от внимания: политические выпады, сатирические эскапады, антирелигиозные выступления…Времена прошли, схлынула «пена дней», сегодня совершенно неважно, что имел в виду художник, пририсовывая, скажем, испанскому офицеру перевязь с символами голландских повстанцев. Для современников художника это была такая пощечина общественному вкусу и тонкий троллинг, для нас это просто шедевр барокко. Евгений Жаринов ни в коем случае не занимается «разоблачительством», он насыщает известные с детства произведения искусства новыми смыслами – и делает это, на мой взгляд, исключительно увлекательно и компетентно.
|
Владислав Толстов - фантастически эрудированный и плодовитый рецензент, чьи регулярные обзоры новых книг традиционно привлекательны для посетителей нашего сайта. Его слово ценят и в российских книжных издательствах, чьи литературные новинки он использует как основу для обзоры художественной литературы (и не только - в сфере его внимания и научпоп, и исторические хроники). Иногда даешься диву - а не искусственный ли интеллект поглощает ежемесячно гигабайты новинок современной литературы? Но нет, это живой человек - пишущий на интересные книги рецензии с тонким чувством юмора и неподражаемым авторским слогом... Какие новые книги вышли в свет - и что из них достойно вашего внимания? Владислав — надежный навигатор, представляющий, возможно, лучшие обзоры книг в Рунете. На этой странице ищут: новые книги 2020 • новые книги 2021 • новинки литературы • книги отзывы рецензии • обзор современной литературы • книги обзоры рейтинги • новинки литературы 2020 • новинки литературы 2021 • рейтинг книг обзор лучших • обзор художественной литературы • книжные рецензии • новинки современной литературы • новинки военно исторической литературы • новинки российской литературы • |