Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова
(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.
Читатель Толстов: Гранин, Слезкин, Собибор, марксизм: новинки мемуарного и исторического жанра |
Владислав ТОЛСТОВ | |||||||||||||||
24.03.2019 00:00 | |||||||||||||||
Прочитано в 2019 г. Выпуск 278
Юрий Слезкин «Дом правительства. Сага о русской революции»
Ну, случилось – переиздали одну из самых влиятельных и серьезных (и по масштабу исследований, и по глубине, с которой автор «вспахивает» тему) книг о русской революции. И о советской элите, о том, какие люди создавали первое в истории государство рабочих и крестьян и руководили им. Дом правительства – знаменитый «дом на набережной», о котором кто только не писал, включая Юрия Трифонова. Слезкин не только рассказывает о судьбах людей и целых семей, живших в Доме правительства, но и по-своему переосмысляет природу русской революции. Его версия, в общем, не новая, но обоснована исключительно добросовестно. Революция, приход большевиков к власти были бы невозможны, если бы два поколения русской молодежи не были бы захвачены духовными исканиями, разочарованием в официальном православии и поисками чего-то другого, во что следует верить. Такой верой и стала революция, счастье народное, ожидание конца света, когда «весь мир насилья мы разрушим до основанья». Молодые люди шли в революцию затем, чтобы обрести там новую веру. И сам большевизм, марксизм Слезкин рассматривает не как политическое движение, а как течение религиозное. Точнее, как особую форму сектантства, милленаризма. Естественно, что это всего лишь одна из миллиона версий генезиса и развития революции, но я с таким взглядом сталкиваюсь впервые. И сам Юрий Слезкин весьма доказательно ее излагает. Книжка обстоятельная, 976 страниц, но реально не замечаешь объема, настолько качественно и занимательно она написана. И еще раз повторю, что это переиздание – значит, новое поколения читателей о книге не знает, а что попало переиздавать не будут, только проверенные временем бестселлеры. Очень понравилось, очень. Даниил Гранин «Последняя тетрадь»
Книга, конечно, не строго историческая, но все же решил поместить ее в обзор новинок по истории, потому что сама фигура писателя Даниила Гранина, скончавшегося совсем недавно, не дожив до 100 лет, есть фигура историческая. Как прозаика я Гранина всегда ценил невысоко, он писатель довольно средний, но ценен не своими литературными достижениями, а тем, что всю жизнь – так получилось – находился в гуще исторических событий. Воевал, общался с опальными биологами, служил в писательских организациях, занимался общественной работой, даже, помните, в бундестаге выступал с лекцией о блокаде Ленинграда. Гранин прежде всего интересен именно этой гранью, причастностью к многим важным событиям 20 века, и поэтому книга «Последняя тетрадь» составлена из множества дневниковых записей, отрывков, каких-то набросков, которые писатель оставлял для себя. Но помещенные под одной обложкой, они неожиданно превращаются не только в произведение Даниила Гранина, но и в необычную, неожиданную летопись страшного и великого времени, увиденного глазами одного из ее участников. Который, напомню, прожил очень долго и успел многое увидеть. Отличная книга. Лев Симкин «Собибор. Послесловие»
Год назад тот же Corpus выпустил книгу Льва Симкина «Его повесили на площади Победы» - невероятное обращение к личности и судьбе одного из «архитекторов Холокоста», генерала СС Еккельна. Чтобы восстановить жизненный путь этого человека, который действительно завершил свой земной путь в петле на площади Победы, Симкин несколько лет изучал малоизвестные архивы, добрался до документов, которые прежде не видел ни один исследователь. Новая книга «Собибор. Послесловие» также посвящена теме второй мировой и сделана по тому же методу – многолетний поиск малоизвестных документов, фактов, свидетельств, реконструкция событий, о которых уже некому рассказать, живых участников не осталось. В книге «Собибор. Послесловие» Симкин рассказывает историю Александра Печерского, возглавившего восстание смертников в лагере Собибор. Поскольку про Собибор совсем недавно вышел фильм, а теперь и книга Льва Симкина, к теме сопротивления заключенных нацистских лагерей можно вновь вернуться. С той только разницей, что фильм «Собибор» очень плохой, а книга Симкина сделана практически безупречна. И дает ответы на множество вопросов, которые в фильме остаются неотвеченными: про самого Печерского, про коллаборационистов, служивших в лагерной охране, про то, как сложились судьбы всех участников этой злодейской и трагической истории. Ну, а лично я после «Его повесили на площади Победы» считаю, что Лев Симкин лучший автор книг по этой тематике. Ганс Рот «Ад Восточного фронта»
Первое полное издание дневников немецкого солдата, который 22 июня 1941 года пересек советскую границу в первой линии армии вторжения. Провел на фронте три года - воевал на Украине, в Белоруссии, под Сталинградом, в Курской битве, дослужился до фельдфебеля, несколько раз был ранен… Нормальная «окопная правда», без всякой пропаганды и рефлексии: вот немецкий взвод подходит к деревне, вот начинается бой, вот убили Вилли, вот деревню накрыл залп артиллерии, вот автор смотрит на поле боя, усеянное трупами. Такие дневники – редкое явление в военной историографии, прежде всего потому, что столь полного и подробного описания того, что происходило с рядовым участником боев на Восточном фронте (а Ганс Рот делал записи в дневнике каждый день) почти не сохранилось. Эти дневники в семейном архиве нашел и подготовил к печати внук Ганса Рота. Всем, кто интересуется темой Великой Отечественной, как это выглядело с той стороны, настоятельно рекомендую эту книгу. Клиффорд Фауст «Великий торговый путь от Петербурга до Пекина»
«Британский ученый» - это смешной мем, а вот когда говорят «британский историк» - это знак качества. Редкая добросовестность, строгость в отборе фактов, четкость и последовательность изложения – вот и книга Клиффорда Фауста отличается всеми достоинствами исследования истинного британского историка. Фауст сначала собирался написать научную работу о торговых отношениях России и Китая во времена правления Петра Первого, но постепенно понял, что сама история о том, как действовали торговые пути, по которым русские купцы возили товары в Китай – тема практически неизученная. Сейчас мало кто помнит, что расположенный в Бурятии крошечный районный центр Кяхта некогда был одним из главных торговых городов, через который шли русские торговые караваны в Китай. Долгая дорога, всякие приключения, препоны со стороны китайских бюрократов (да и наши тоже не отставали), сложные церемонии и правила, по которым иностранец мог попасть в Пекин только одним путем – в качестве сопровождающего каравана с подарками для китайского императора, и много самых разнообразных приключений. Например, таких: «В январе 1741 года И. Россохин привез на родину донесение своего коллеги стажера Алексея Владыкина с подробным описанием неподобающего поведения архимандрита Иллариона Трусова. Он не проявлял ни малейшей заботы о русских студентах в китайской столице, предавался пьянству и допускал святотатство, а также привлекал к себе нездоровое внимание, когда переодевался в китайское женское платье, в котором мог появляться даже в храме». Поразительные вещи все-таки происходили в наших торговых экспедициях! ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ Алексей Цветков «Синемарксизм»
Два года назад Алексей Цветков, главный на сегодня марксистский мыслитель в России, написал отличную книгу «Марксизм как стиль», где рассматривал учение Маркса не как политическое учение или экономическую доктрину, а именно как «драйвер» стиля жизни, мышления, поведения в современном обществе. Новая книга еще круче – на этот раз Цветков изучает современный кинематограф с точки зрения марксизма. Есть такая полушутливая теория, что в 20 веке многочисленные леворадикальные мыслители, художники, режиссеры и актеры были вытеснены в кинематограф, поскольку там они могли проводить свои бескровные революции, да и вспомним слова Ленина о том, что из всех искусств для нас важнейшим является кино – поскольку самый массовый вид искусства. Если рассматривать голливудские блокбастеры через призму левых идей, марксистских концепций, то окажется, что, например, «Титаник» - кино про классовое общество, а «Аватар» - аллегория на тему мировой революции. Да и практически в каждом выдающемся фильме в последние годы левые идеи представлены достаточно наглядно. И это неслучайно, говорит Цветков: учение Маркса находит отражение в современном кинематографе, который даже в своих наиболее коммерческих проявлениях по сути своей остается марксистским. Можно не соглашаться с Цветковым, но на мой взгляд, свои тезисы он аргументирует очень убедительно, советую прочесть эту книгу.
|
Владислав Толстов - фантастически эрудированный и плодовитый рецензент, чьи регулярные обзоры новых книг традиционно привлекательны для посетителей нашего сайта. Его слово ценят и в российских книжных издательствах, чьи литературные новинки он использует как основу для обзоры художественной литературы (и не только - в сфере его внимания и научпоп, и исторические хроники). Иногда даешься диву - а не искусственный ли интеллект поглощает ежемесячно гигабайты новинок современной литературы? Но нет, это живой человек - пишущий на интересные книги рецензии с тонким чувством юмора и неподражаемым авторским слогом... Какие новые книги вышли в свет - и что из них достойно вашего внимания? Владислав — надежный навигатор, представляющий, возможно, лучшие обзоры книг в Рунете. На этой странице ищут: новые книги 2020 • новые книги 2021 • новинки литературы • книги отзывы рецензии • обзор современной литературы • книги обзоры рейтинги • новинки литературы 2020 • новинки литературы 2021 • рейтинг книг обзор лучших • обзор художественной литературы • книжные рецензии • новинки современной литературы • новинки военно исторической литературы • новинки российской литературы • |