Прочитано в 2018 г. Выпуск 226
Михаил Сегал «Почерк»
Сегодняшний обзор посвящаю целиком новинкам короткой прозы отечественных авторов. Не устану говорить, что для меня рассказ – как омлет в поварском искусстве: блюдо вроде бы несложное, но истинное мастерство автора проявляется именно в малых форматах. И вот – потрясающая книга, настоящее читательское открытие. Вообще-то сейчас такая мода пошла, когда книги пишут кинорежиссеры. Совсем недавно писал о сборнике рассказов – замечательном, на мой взгляд, - итальянского режиссера Паоло Сорентино. А Михаила Сегал тоже режиссер, и его самый известный фильм, кстати, называется «Рассказы» (кто не смотрел, очень рекомендую). Сюжет фильма строится на том, что в некое издательство попадает некая рукопись, сборник рассказов, и потом все эти рассказы превращаются в короткие сценки-фильмы. А в книге, соответственно, уже известные по фильму эпизоды превращаются в тексты, даже интересно следить, как воплощение мизансцены на экране отличается от ее описания в книге. У Сегала рассказы непростые по композиции, цепкие, отлично придуманные. Причем он умеет в истории из жизни, в сюжеты о повседневности обычных людей добавить щепотку мистики и фантасмагории – но ровно столько, чтобы это не раздражало и не воспринималось навязчивым приемом.
Владимир Сорокин «Белый квадрат»
По моим читательским впечатлениям, после великолепного, монументального романа «Теллурия» и совершенно никакой, вымученной книги «Манарага» Владимир Сорокин пребывает на некоем творчеством перепутье. Куда ж нам плыть – вернуться к привычным форматам или штурмовать новые высоты? По новому сборнику рассказов «Белый квадрат» можно сделать вывод, что Сорокин решил сделать передышку и вернуться к короткому рассказу, в котором равных ему мало. Первый же рассказ – «Красная пирамида» - исключительно хорош. На железнодорожной платформе неопознанный толстяк раскрывает главному герою тайну того, чем занимался Ленин: «он включал пирамиду красного рева». Чего-чего? «Источник непрерывного красного рева». А где она находится? На Красной площади. А зачем она нужна. «Чтобы заразить людей красным ревом. Чтобы нарушить внутренний строй человека. Чтобы человек перестал быть человеком». Потом главный герой, понятное дело, эту пирамиду увидит сам, но вообще-то это отличное метафорическое изображение отношений человека и власти. И в сборнике большинство рассказов так или иначе обыгрывают эту тему. В том числе и рассказ, давший название всему сборнику – «Белый квадрат». Рассказ посвящен режиссеру Кириллу Серебренникову, отбывающему домашний арест по обвинению в хищении бюджетных средств. На посвящение обратили внимание все, а вот сам рассказ мне показался самым слабым в сборнике. Владимир Сорокин – писатель вдохновенный, писатель концептуальный, что ему наши бренные повседневности. Он и пишет-то так, что невозможно понять, когда происходит действие – в советское время или сейчас. Про красный рев – очень хорошо, рассказы «Поэты» и «Фиолетовые лебеди» тоже замечательные. И вообще здорово, что вышла новая книга Владимира Сорокина. Для читательского моего календаря это всегда праздник.
Роман Сенчин «Квартирантка с двумя детьми»
Я люблю творчество Романа Сенчина, искренне люблю, с самого первого его опубликованного текста, с «Минуса». При этом не боюсь признаться, что ни один его роман не дочитал до конца. Сенчин известен как бытописатель, «чернушник», писатель, насыщающий свои произведения максимальным количеством свинцовых мерзостей нашей жизни. Сенчин – это наш Данте, описывающий путешествие по девяти кругам говна, но в больших дозах, на дистанции длинного романа это непереносимо. Ну, как читал я «Елтышевых» и думал все время: господи, Сенчин, да убей уже всех этих Елтышевых, чего они так мучаются. То ли дело рассказы. Роман Сенчин выпускает уже третий или четвертый сборник рассказов за последние два года, и я как читатель это приветствую. В рассказе главного героя можно подвергнуть какой-то одной мерзости. Ну, максимум двум. Главный герой будет от этих мерзостей мучиться, но страдать ему недолго, рассказы же короткие. Есть рассказ про 15 человек, попавших в заложники в торговый центр. Или про равнодушного чиновника, распорядившегося спилить елку у дома его бывшей учительницы. Но больше всех мне понравился рассказ о том, как молодожены взяли в дом кошку, а она не приучена к лотку и гадит, тварь, гадит и гадит на их блестящий паркет в новенькой ипотечной квартире на 24-м этаже. И главный герой уже не может мириться с этой мерзостью, возвращается домой, а кошка снова нагадила. И главный герой смотрит на кошку, а кошка смотрит на него, и в итоге непонятно: так он что, выкинул таки кошку с балкона или сам от безнадеги выскочил? Вот она, загадка, вот она, великая недосказанность большого мастера, через сто лет диссертации об этом писать будут. Кто-нибудь, спросите у Романа Сенчина, выкинул он кошку? Так переживаю, что кушать не могу. А книга рассказов получилась отличная, да.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Эдуард Поляков «По любви»
В издательском анонсе рассказы Эдуарда Полякова (первое знакомство с этим автором, раньше не читал) сравнивают с произведениями Валентина Распутина. А еще книга опубликована в серии «Честная проза», - то есть предполагается, что вся остальная так себе в плане честности, но уж эта – вся правда про жизнь, на разрыв аорты. Вдобавок узнал, что Поляков – не какой-то правдоруб из поселка Редкино, а кандидат филологических наук, и диссертацию писал по книгам Распутина, так что тут и преемственность, и любовь к соответствующим «народным» темам, и…в общем, надо прочесть, чтобы составить мнение. Это, по мне, не очень похоже на Распутина, разве что в некоторых рассказах звучит распутинская надрывная интонация «дочегвысукироссиюдовели». Ну, а как иначе: « Как-то так получается, что мрут у нас в посёлке люди часто. Самое популярное место нынче – кладбище. Ваньку вон зарезали. Бабка через неделю от второго инсульта померла. Дед запил и через месяц спиртом палёным отравился. Лидка на рынке в подсобке зимой во сне сгорела, а может, с Бурым не поладила. Кто знает…Только Галке всё нипочем». Такие рассказы больше похожи на раннюю прозу уже упомянутого Романа Сенчина. В общем и целом впечатление положительное. Хороших рассказов (которые дочитывал до конца) больше, чем плохих.
Субсидию из бюджета Иркутской области на возмещение затрат при производстве документального фильма «Зимник» получит иркутская кинокомпания ООО «Студия РЕК».
|
|
В Иркутске начинается прокат кинокартины «Шишкинские писаницы». Это первый полнометражный научно-популярный фильм, полностью снятый в Иркутской области, который будет доступен для широкого просмотра иркутским зрителям.
|
|
Британский рок-музыкант Элтон Джон со сцены заявил, что не смог посмотреть собственный мюзикл «Дьявол носит Prada»
|
|
Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова объявил о начале сбора заявок на участие в XV Международном театральном фестивале современной драматургии им. А. Вампилова, который состоится во второй половине сентября 2025 года.
|
|
Со 2 по 6 декабря Театр Пилигримов им. В.И. Соколова проведет гастроли по северным территориям Иркутской области. В Качуге и Жигалово, которые являются опорными территориями Иркутской области, зрителям покажут два спектакля.
|
|
|