Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова
(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.
Навстречу книжному фестивалю: 10 отменных новинок, которые можно будет найти на стендах фестиваля на Красной площади (его перенесли, но не отменили) |
Владислав ТОЛСТОВ | |||||||||||||||
03.06.2021 00:00 | |||||||||||||||
Прочитано в 2021 г. Выпуск 507 Рэй Конноли «Быть Джоном Ленноном»
Сегодня должен был открыться книжный фестиваль на Красной площади, но его перенесли на две недели, на 17 июня, тем не менее нынешний обзор посвящен новинкам, которые мы ждали давно – и их можно будет найти на стендах фестиваля. Книгу Рэя Коннолли ждали еще в прошлом году, вышла она только сейчас. Не скажу, что она круче, чем недавно изданная у нас биография Пола Маккартни, написанная Филиппом Норманом (я писал о ней). Леннон все-таки, по моему мнению, после «Битлз» не так много интересной музыки успел сочинить, да и известен был скорее своим антиобщественным поведением и всякими скандалами, нежели хитами (чего не скажешь о его коллеге Маккартни, который пахал, пахал и до сих пор пашет). Джона Леннона убили 40 лет назад, группа «Битлз» официально распалась 50 лет назад – а книги о «битлах» исправно выходят каждый год, да не по одной в год, и «Читатель Толстов» постоянно о них пишет (поскольку я сам тайный битломан, конечно). Журналист Рэй Коннолли был дружен с Джоном Ленноном – правильнее сказать, приятельствовал, потому что Леннон в общении был человеком, как известно, сложным. И Коннолли, как водится, немножко интересничает, старается выглядеть важнее и значительнее в жизни Леннона – например, история, будто именно он подсказал Леннону название Imagine и посоветовал поставить эту песню на первой стороне сингла. Но это все, в сущности, неважно, потому что книга Коннолли – еще одна хорошая, подробная, профессионально написанная биография Джона Леннона, в которой присутствует целая россыпь новых маленьких забавных и интересных фактов о Джоне. Как, например, «битлы» приезжают в гости к Элвису Пресли, все чувствуют себя скованно, и тут Пресли показывает им новинку, которой в ту пору не было ни у кого, даже у американского президента – пульт от телевизора. Андрей Кагадеев «Хроники драматического идиотизма»
История ленинградской рок-группы «НОМ», не самой известной из позднесоветских групп, но в начале 90-х, когда выходила «Программа А» с Артемием Троицким, вся страна на какое-то время в них влюбилась. «НОМ», конечно, не столько музыканты, сколько изумительные шоумены, сатирики и художники-концептуалисты. Андрей Кагадеев, который вместе с младшим братом Сергеем и основал группу, постоянно об этом говорит. «НОМ» сделали творческим кредо выстебывание и троллинг советского абсурда – сегодня это вряд ли актуально, но в 90-е это выглядело сильно, «идиотизация драматических явлений советской жизни и драматизация идиотических», как пишет сам Кагадеев. Тогда, на излете советской власти, этим много кто занимался, но, пожалуй, только «НОМ» остались самыми последовательными и изобретательными, а сама группа со временем превратилась, в полном соответствии с названием, в неформальное объединение творческой молодежи. Книга Андрея Кагадеева в какой-то степени идеальная, образцовая биография рок-группы, где находится место и хронике событий, и беспристрастному анализу, и подробному объяснению приемов, методов и влияний. Отлично, что теперь и у поклонников «НОМ» есть своя книга. Николай Усков «Ardis. Американская мечта о русской литературе»
Давно не хватало этой книги, и спасибо Николаю Ускову, что он ее написал. «Ардис» - наверно, один из самых необычных феноменов в издательском деле. В начале 1970-х супружеская пара Карла и Эллендеи Проффер, поклонники и знатоки русской литературы, создали собственное издательство, чтобы выпускать книги малоизвестных (а по большей части запрещенных в Советском Союзе, не публиковавшихся) советских писателей. За четверть века (в 1984 году Карл Проффер умер от рака) они издали более двухсот книг, включая русскую классику, недоступную советскому читателю – Булгакова, Набокова, Мандельштама, Ахматову. После того, как в «Ардисе» вышел альманах «Метрополь», скандальный неподцензурный сборник, «Ардис» в СССР был объявлен агентом западного влияния (как знакомо!), но Профферы продолжали свою культуртрегерскую миссию, и «Ардис» прекратил существование только в середине 1990-х, когда фактически все книги из его каталогв легально вышли в России. Книга Николая Ускова – это и хроника, и история издательства, и, конечно, дань памяти великим американским просветителям, которыми были Карл и Эллендея Проффер. Евгения Двоскина «Пушкин с нами»
Совсем недавно писал про первую книгу Евгении Двоскиной «А Саша выйдет?». Двоскина – один из самых популярных российских книжных графиков. Первую книгу она написала так: выкладывала у себя в Фейсбуке картинки из советского детства и просила писать короткие комментарии-воспоминания. Из этих комментариев в итоге и составилась полноценная книга – отличная, должен сказать, такой ностальгический путеводитель по советскому детству. Книга «Пушкин с нами» сделана не менее изобрательно, и история замечательная. Институт истории русского языка попросил Евгению Двоскину оформить какой-то свой информационный буклет, она стала фантазировать, как выглядел бы Пушкин в наше время. Катался бы на «ватрушке» с горки, гулял бы с коляской, замотоав горло шарфом, чистил бы утром машину от снега, занимался бы скандинавской ходьбой, тупил бы в смартфон в ожидании поезда метро – в общем, слова «Пушкин как наш современник» проиллюстрированы серий бесхитростных, милых и довольно забавных картинок, подписями к которым взяты строки из пушкинских стихов (стоит Пушкин в одиночном пикете с плакатом «Милость к падшим!», подпись – «я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Это весело, это остроумно и к тому же книга вышла очень вовремя – у нас как раз через три дня очередная пушкинская дата. Яна Соколова «Приемная мама. Как я себе это представляла и как все оказалось на самом деле»
Следует удивляться, почему «Приемная мама» - чуть ли не первая такая основательная книга на эту тему. Хотя она не первая, конечно. Выходила года два назад такая книга «Меня зовут Гоша» Дианы Мошковой, но там была такая слезоточивая рефлексия детдомовского ребенка, которого взяли в семью, и как у него потом жизнь налаживалась. А тут четкий и последовательный дневник женщины, решившей стать приемной мамой. Эмоции присутствуют, но без лишней сентиментальности. Вот она записывает, как приемный сын не ест ничего, чего нельзя взять в руку – привычка. Вот она фиксирует, как приемная дочь может описаться посреди улицы – тоже так привыкла, никто ее не одергивал раньше. Вот она говорит о том, какие воспитательные приемы применяет, вот рассказывает о своих тревогах и сомнениях. Книга прежде всего очень полезная: она не заставляет читателя поставить себя на место брошенного ребенка, она по пунктикам, по этапам, рассказывает, с чем вы столкнетесь, и как драматично изменится ваша жизнь (в лучшую, в лучшую, в конечном счете, сторону), если решите взять в семью ребенка. Лесли Холмс «Коррупция. Очень краткое введение»
Очень маленькая (190 страниц, из которых 10 занимают библиография и алфавитный указатель) книжечка об очень большой и глобальной проблеме. Автор не тратит время на лишние разговоры, и отвечает на четко поставленные вопросы: существует ли единое определение коррупции, можно ли ее измерить, какие средства по борьбе с ней считаются наиболее эффективными, и т.п. Готовых рецептов не существует: наибольших успехов в борьбе с системной коррупции добились Сингапур и Гонконг, но попытки использовать их наработки в других странах неизменно проваливаются. Неслучайно в книге приводится выводы одной из самых могучих антикоррупционных организацией (не буду называть, сами прочтете), в которых так и говорится – «Нелегко понять, что именно и почему приносит успех в борьбе с коррупцией». Книга Лесли Холмс полезная и отрезвляющая, позволяет увидеть коррупцию не как политическую проблему, с которой только какой-нибудь Навальный может совладать, а как системный изъян в функционировании общества и экономики. Очень советую прочесть. Петер Вольлебен «Тайные знаки природы»
Четыре года назад издательством Высшей школы экономики выпустило книгу Петера Вольлебена «Тайная жизнь деревьев», которую я до сих пор считаю одной из лучших книг о природе, когда-либо написанных (да и не только я – «Тайная жизнь деревьев» в России выдержала четыре переиздания). И вот новая книга Вольлебена, только теперь уже не только о деревьях, но и прочих царствах природы. Достаточно выйти из дома, увидеть, как по небу идет солнце или тучи, услышать как поют птички, посмотреть на зеленые деревья и травку – а ведь все это, подчеркивает Вольлебен, пронизано тысячами мелких и глобальных процессов, подчинено могучим законам природы, о которых многие из нас не задумываются. Вот дерево, например. Ствол, говорит Вольлебен, является главным оружием дерева в конкурентной борьбе с другими растениями, только то дерево, чей ствол выше всех, получит достаточное количество солнечного тепла, чтобы выжить. А остальные окажутся в тени, захиреют и умрут. Поэтому в сосновом бору, например, одни только деревья до небес и хилая травка у подножья, никаких кустиков. И еще обратите внимание на землю под ногами: за последние тысячи лет человек преобразил, перепахал, подчинил под нужды сельского хозяйства практически всю землю, доступную в окрестностях крупных городов. Поэтому скорее всего вы живете (мы живем) в окружении искусственно привнесенных и интродуцированных растений, животных и прочих форм жизни, не характерных для данной местности. А это делает наши представления об истинных механизмах существования окружающей природы достаточно приблизительными. Ларс Орстрем «Химия навсегда»
Ооо, вот такие книги я отношу к маленьким шедеврам научно-популярного жанра. Потому что Ларс Орстрем пишет не просто про химию, а обнаруживает какие-то истории, в которых химия присутствует постольку-поскольку, но так или иначе становится их участницей.Например, для производства чистого урана нужен дистиллированный кальций, и когда американская разведка отчаялась получить хоть какие-то сведения о состоянии советского атомного проекта, химики подсказали: дистиллированный кальций производят в Германии, Советский Союз только что закупил крупную партию, вот посмотрите, какой в путевых документах конечный пункт – и узнаете, где они делают бомбу, и сколько у них обогащенного урана. Так и сделали, данные оказались точны. Или история появления йодированной соли: это же химики первыми установили связь между количеством кретином и людей с базедовой болезнью и содержанием йода в пище. И так далее, примерно два десятка восхитительных историй, горячо рекомендую. Вадим Радаев «Смотрим кино, понимаем жизнь»
Ну здесь уже из названия все понятно – как архетипы и всякие поведенческие паттерны из популярных кинофильмов объясняют наши особенности национальной психики. Книга вышла в серии «Социальная теория», и это не развлекательное чтиво – это серьезный академический разбор, например, всяких сюжетных приколов в фильме «Бумер», и объяснение, почему именно с этой картиной связана героизация всякой криминальной шелупони не только на экране, но и в жизни. К чести Вадима Радаева, он не стал обращаться к замшелой советской киноклассике, какой-нибудь «Бриллиантовой руке», которая совершенно не годится для толкования нашей современности, полвека прошло, люди изменились. Из советских у него используются в качестве «измерительных приборов» только два фильма, причем неочевидные – «Курьер» Карена Шахназарова и «Остановился поезд» Миндадзе-Абдрашитова. А так он упражняется на новых российских блокбастерах – «О чем говорят мужчины», «Прогулка», «Елена», «Кококо», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Очень, очень познавательная книга, взахлеб читал! Вам также придется по душе:Пьер Кернер «Я, паразит»
Даже не помню, когда, лет десять уже назад выходила книга «Паразит. Хозяин мира» Карла Циммера, немецкого научного журналиста – и это одно из самых сильных моих читательских впечатлений. Я читал эту книгу как будто смотрел самый жуткий фильм ужасов – все эти истории о том, как одни организмы мимикрируют, чтобы внедриться в другие организмы, какие они при этом принимают формы и какие приемы используют – это, поверьте, была жуть жутчайшая. Картинку паразита, который съедает у рыбы язык, а потом сам становится этим языком (и первым поедает все самое вкусное, что рыба заглатывает), до сих пор перед глазами. Поэтому книгу Пьера Кернера я буду только нахваливать. Она написана на ту же тему, она, пожалуй, даже более информативна, чем книга Циммера, но подача, подача! Во-первых, предлагается рассматривать паразитов как членов одной международной корпорации Parasito, цель которой – внедрить своих агентов всюду куда возможно. Во-вторых, книга построены как череда монологов – сами паразиты рассказывают о своей жизни, какие уловки они используют, делятся опытом, рассказывают о достижениях «коллег». Словом, это не так жутко, но очень и очень познавательно.
|
Владислав Толстов - фантастически эрудированный и плодовитый рецензент, чьи регулярные обзоры новых книг традиционно привлекательны для посетителей нашего сайта. Его слово ценят и в российских книжных издательствах, чьи литературные новинки он использует как основу для обзоры художественной литературы (и не только - в сфере его внимания и научпоп, и исторические хроники). Иногда даешься диву - а не искусственный ли интеллект поглощает ежемесячно гигабайты новинок современной литературы? Но нет, это живой человек - пишущий на интересные книги рецензии с тонким чувством юмора и неподражаемым авторским слогом... Какие новые книги вышли в свет - и что из них достойно вашего внимания? Владислав — надежный навигатор, представляющий, возможно, лучшие обзоры книг в Рунете. На этой странице ищут: новые книги 2020 • новые книги 2021 • новинки литературы • книги отзывы рецензии • обзор современной литературы • книги обзоры рейтинги • новинки литературы 2020 • новинки литературы 2021 • рейтинг книг обзор лучших • обзор художественной литературы • книжные рецензии • новинки современной литературы • новинки военно исторической литературы • новинки российской литературы • |