Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова
(не только художественная литература). Блог открыт для сотрудничества с издательствами! Удобна подписка на обновления блога во ВКонтакте, в Одноклассниках и в Telegram. С 2018 года ведется трансляция в Яндекс-Дзен.
Читатель Толстов: Отметим середину лета: ЧТ рассказывает сразу о 10 (!) лучших новинках русских писателей |
Владислав ТОЛСТОВ | |||||||||||||||
18.07.2021 00:00 | |||||||||||||||
Прочитано в 2021 г. Выпуск 520 Юрий Мамлеев «Мир и хохот»
Еще одна новинка из серии «Альпина.Проза» - главное российское издательство, выпускающее самый классный научпоп, решило переиздавать книги современных классиков. В прошлом месяце писал о выходе романа Эдуарда Лимонова «Это я – Эдичка», теперь очередь дошла до книг Юрия Мамлеева. Лимонов умер в прошлом году, Мамлеев – в 2015-м, шесть лет назад. Как-то его творчество за эти шесть лет не стало объектом всенародной любви и книги его не переиздавали, так что решение «Альпины» переиздать именно Мамлеева – ход довольно рискованный. Я тоже мало читал Мамлеева – еще в начале 90-х, когда стали издавать все подряд, купил сборник его текстов «Утопи мою голову», книга понравилась, но не вызвала желания прочесть другие тексты Мамлеева. А «Мир и хохот» - один из главных его романов. Женщина просыпается, обнаруживает, что мужа рядом нет, подходит к зеркалу – а он там, по ту сторону зеркального стекла. После чего начинаются приключения. Безотносительно к этой книге еще раз скажу, что идея «Альпины» переиздавать русскую прозу последних 30 лет – идея замечательная. В свое время эти книги не получили адекватного и достойного их внимания, есть шанс, что получат сейчас. Наталия Репина «Жизнеописание Льва»
Я уже писал о дебютном романе Наталии Репиной «Пролог», он мне понравился. Это такая добротная проза, советской школы, чем-то похоже и на Трифонова, и на Нагибина, причем то, что автор обладает несомненным литературным даром, видно уже по первым строкам. Но «Пролог» для меня книга была проходная – язык, стиль, все хорошо, но сюжета там, в общем, не было, и я через пару дней уже забыл эту книгу. А вот «Жизнеописание Льва» так просто забыть не получится. Во-первых, там потрясающий герой – Лев, ему 32 года, это такой советский Форрест Гамп, гениальный юродивый, который понимает язык зверей и птиц и одержим идеей выяснить судьбу поэта Климента Сызранцева, который входил в близкий круг Осипа Мандельштама. И следить за событиями, за действиями Льва становится невероятно интересно. Во-вторых, в романе удивительно точно передана атмосфера советских дач, библиотек, присутственных мест, московских улиц – читатель испытывает полное погружение. И конечно, никуда не делся отличный, старомодный, какой-то безупречный по выделке язык и стиль Наталии Репиной. И еще – это относительно небольшая (244 страницы всего) вещь, но по ощущению после чтения – как будто прочел огромный роман, настолько плотно он написан. Советский мир глазами блаженного, великолепный замысел, рекомендую. Лана Барсукова «Судьбы водят хоровод»
У Ланы (Светланы) Барсуковой за два года выходит уже шестая книга, и о четырех из них я писал в «Читателе Толстове». Если у начинающего писателя книга за книгой, и издательство даже заводит под писателя авторскую серию, это о чем-то говорит. Как минимум о том, что книги ее на складе не залеживаются, и пользуются популярностью у читателей. Мне вот творчество Ланы Барсуковой нравится, не боюсь в этом признаться. Хотя, возможно, как пишут некоторые критики, это такая мещанская проза, рассчитанная на не очень взыскательного читателя. Да ничего подобного. Это отличная проза, а уж на кого она рассчитана, не так важно, шесть книг за три года – многие ли писатели имеют такие достижения? Я объясню, чем мне нравится проза Барсуковой. У нее есть важное достоинство – даже если она придумывает свои сюжеты, выглядят они настолько убедительно, как будто писательница их подсмотрела, услышала где-то. Прекрасные бытовые истории, которые могли произойти с каждым. Мне кажется, что рассказы ей удаются лучше романов, хотя и романы – «Любовь и выборы», «Сочини мою жизнь» - отличные. Но писательский талант, всегда об этом говорил, проверяется именно на умении сочинить короткий рассказ. Барсукова пишет немножко «под Токареву», но, во-первых, под Токареву сложно писать, во-вторых, Токарева задала прекрасный канон женской прозы. Виктория Токарева «Ничем не интересуюсь, но все знаю»
А вот и новая книга самой Виктории Токаревой. Ей выделили авторскую книжную серию, эта книга уже 31-я в импринте! Предыдущая, «Остановись, мгновение» представляла собой автобиографические воспоминания – с весьма сильными признаниями. Новая книга – она тоже отчасти автобиографическая. Виктория Токарева сидит за забором загородной дачи, вокруг бушует коронавирусная пандемия, она не выходит за пределы участка и описывает все, что с ней происходит. Получается такой дневник самоизоляции, где находится место и просмотру телевизора (и мыслям, которые навеяли телепередачи), и воспоминания о прошлом, и внезапно возникает Эдуард Лимонов, которому посвящается несколько страниц, а потом Лимонова сменяет какая-то байка из литературной жизни, а потом – пересказ эпизода сериала и связанное с этим воспоминание. Читать это все равно интересно: Виктория Токарева не просто хорошо пишет, она еще и мудрая женщина, и многое повидала, и ей есть что сказать миру даже находясь в компании с телевизором и помощницей: «Возвращаясь с прогулки, я спрашиваю свою помощницу: «Мне звонили?» Она отвечает: «Никто вам не звонил, никому вы не нужны». Хорошее название для книги: «Никому вы не нужны», типа «Полковнику никто не пишет». Полковнику не пишут, мне не звонят. Почему? Потому что не нужны. Не нужны — и не надо. Раньше хотелось жить интересно. А сейчас хочется жить долго. Долголетие — это тоже победа». Маша Мокеева «Магаюр»
Сборник рассказов. Дебютная книга автора, я ничего не знаю о Маше Мокеевой. В издательской аннотации сообщается, что девушка живет внутри старой водонапорной башни близ железнодорожной станции, рассказы свои сочиняет, глядя в окошко на проезжающую мимо жизнь, сама же она живет без электричества, работает при свете керосиновой лампы. Для аутентичности еще следовало бы добавить, что пишет она гусиным пером, а тексты относит на станцию, где добрые проводницы за христаради отвозят их в московское издательство. Рассказы девушки, живущей в водонапорной башне, по-хорошему, извините за каламбур, безбашенные. Это такие абсурдные сюрреалистические истории. Крутой бизнесюк решает покататься на самолете, а потом самолет садится, и его окружают люди с красными звездами на фуражках, короткий допрос – и расстрел. Компания друзей отправляется в поход – а в последней фразе выясняется, что это не совсем (чтобы без спойлеров) поход и не совсем друзья. Или вот такой зачин: «У Нины Яковлевны, инженера-метролога местного нефтеперерабатывающего завода, была странная привычка. В супермаркетах она выбирала человека, шла за ним и клала в свою корзину то же самое». В общем, положительное впечатление (и не буду объяснять, что означает название, сами прочитаете). Михаил Однобибл «Очередь»
Переиздали Однобибла. Это очень мрачный, странный, запутанный роман, читать его временами физически тяжело. При этом «Очередь» - один из самых лучших, на мой взгляд, текстов в русской прозе за последние лет 10. И судьба у книги невеселая: вышел один тираж в 2015 году, тогда же книгу номинировали на «Нацбест», она дошла до финала, до короткого списка. А во время финала ей не хватило одного голоса, чтобы победить. Я тогда сидел в зале, видел, как Однобибл, в черных очках, когда его книга не выиграла, молча встал и вышел. И больше, как я понимаю, ничего уже не писал. Живет в Сочи, работает синоптиком в заповеднике, почти все время живет в лесу. В молодости воевал в Афганистане. И остался в истории литературы с единственным – близким к гениальности – романом. «Очередь» - это такая антиутопия. Гипнотизирующий, затягивающий текст. В некий городок приезжает главный герой и обнаруживает, что все жители городка стоят в бесконечной очереди, проводят в этом состоянии всю жизнь, и не считают происходящее с ними чем-то ненормальным. «Очередь» сразу же назвали «кафкианским романом, написанным языком Платонова». Как круто, что ее сейчас переиздали. Роман Однобибла жесткий, сложный, многосмысловой, но, несомненно, заслуживающий внимания читателей. Олег Ермаков «Родник Олафа»
Писатель Олег Ермаков 30 лет назад написал обжигающий, потрясающий роман «Знак зверя» об афганской войне – пожалуй, лучшее в новейшей истории русской литературы произведение об этой войне – Ермаков и сам воевал в Афгане. «Знак зверя» одна из моих любимых книг, а вот последующие его книги я читать не смог – трилогию «Свирель Вселенной» осилит не всякий. Писатель стал погружаться в какие-то магические, обрядовые, природные прозаические форматы, писать исторические романы, экспериментировать с языком, и в общем, признаюсь, что ни один из них я до конца не осилил. «Родник Олафа» - исторический роман, Древняя Русь, смоленский мальчик Спиридон по кличке Сыченыш не говорит, он немой («немко»), отправляется в путешествие с целью найти волшебный ручей у истоков трех рек, который, по преданию, исцеляет любые недуги. На своем пути кто ему только не встретится: монахи, паломники, всадники из княжеской дружины, тиуны, волхвы, лесные разбойники, а варяги, которые викинги, и вовсе его в рабство возьмут. Проза у Ермакова не утратила пластичности и внутренней силы, к тому же он еще и реконструирует речь средневековых славян, но когда в конце книги я прочел, что это только первая часть трилогии, стало мне не по себе! Елена Хаецкая «Прозаические лэ»
Чертовки неудачное название. Я вот читатель с многолетним стажем, но не знаю, что такое лэ, пришлось лезть в Википедию. Лэ, также ле — обозначение ряда стихотворных жанров средневековой французской куртуазной литературы, а также жанра светской — преимущественно одноголосной — музыки. Термин «лэ» мог применяться как к лирическим, так и к повествовательным произведениям. Но если бы я увидел на полке книгу с названием «Прозаические лэ», я бы прошел мимо, название неинтересное. А вот книга отменная. Это такие стилизации средневековых сюжетов, написанные с исключительным изяществом, выдумкой и остроумием. Как на званый пир приходит девушка и просит принять ее на должность виночерпия, тут врывается великан, похищает ее, а рыцарь сэр Гавейн не успевает ничего сделать, и теперь его считают трусом, а ему нужно найти великана и освободить девушку, а ему страсть как не хочется ее спасать, потому что он чует, что с девушкой этой проблем у него будет выше крыши… И так далее, обыгрываются сюжеты, персонажи, архетипические ситуации из рыцарской прозы, причем сделано это, еще раз повторю, с выдумкой и отличным чувством юмора. Сейчас такая тенденция пошла на переосмысление классических сюжетов, то сказки Шарля Перро напишут в феминистском ключе, то набоковскую «Лолиту» переделают в исповедь самой Лолиты. «Прозаические лэ» - отличная книга, очень ее рекомендую. Лера Манович «Прощай, Анна К»
Похоже, на нашем литературном небосклоне зажглась новая звезда! Сборник рассказов Леры Манович вышел в казахстанском издательстве «Фолиант», которое тем не менее издает новую русскую прозу, и находит интересных авторов (раньше я писал о книге «Суп без фрикаделек» Татьяны Леонтьевой). У Манович отличные рассказы –истории из жизни женщин, которым «то ли тридцать, то ли пятьдесят. Кто их, толстых несчастных баб, разберет». Негромкие, трогательные истории, полные нескрываемой симпатии и сочувствия к их героиням. Очень какие-то камерные, личные, когда дистанция между автором и персонажем почти не ощущается. Есть восхитительные комические рассказы вроде «Немца» или «Чокнутых». Когда читал «Немца», как в обычную российскую семью по академическому обмену приезжает настоящий немецкий юноша, хохотал в голос! И тут же рядом пронзительные «случаи из жизни» вроде «Электричества» или «Малибу», в лучших традициях современной женской прозы (а у нас есть отличная женская проза, если вы не знаете). Что еще порадовало: очень зрелый, добротный, с красивыми стилистическим изысками слог – отдельные фрагменты просто хочется цитировать («юные немцы так медленно и старательно произносят на английском «they» и «this», как будто большая собака аккуратно берет еду из рук»). Лера Манович – состоявшийся автор со своей интонацией, своими темами, собственным небанальным взглядом на окружающий мир, несомненной способностью превращать истории из повседневной жизни в классные и вдохновенные тексты. Здорово, что у нас теперь есть еще один автор, за творческими успехами которого будет интересно следить. Всегда радуюсь, когда появляется такой автор, у нас немало хороших писательниц – Ольга Аникина, Ирина Москвина, Наталия Репина (я писал об их книгах). В общем, хорошая книжка, рекомендую. На «Лабиринте» и «Озоне» она уже есть, и в книжных магазинах тоже, не пропустите. Вам также придется по душе:Максим Цхай «Про папу»
Казалось бы, что тут особенного, где тут литература, сюжет, высокие материи: взрослый сын приезжает из Германии в Крым, чтобы ухаживать за отцом, который плох и с каждым днем все хуже. Заводит дневник, где отмечает события каждого дня – и этот дневник превращается сначала в летопись постепенного распада пожилого больного человека, который все время капризничает, скандалит, становится временами невыносимым, но вместе с тем «Про папу» читается как история сыновней любви – и какая разница, каких несправедливых упреков отец наговорил сыну, как мотал ему нервы и что делал, ведь книга называется «Про папу» и посвящена его памяти. Трогательная и щемящая история, где дневниковые записи перемежаются умными и уместными рассуждениями о памяти и возрасте, жизни и смерти: «Жизнь очень добра ко мне. Всегда это замечал. Мне удалось попрощаться с папой. И это было очень хорошее прощание. Мне было бы тяжелей, если бы оно не случилось».
|
Владислав Толстов - фантастически эрудированный и плодовитый рецензент, чьи регулярные обзоры новых книг традиционно привлекательны для посетителей нашего сайта. Его слово ценят и в российских книжных издательствах, чьи литературные новинки он использует как основу для обзоры художественной литературы (и не только - в сфере его внимания и научпоп, и исторические хроники). Иногда даешься диву - а не искусственный ли интеллект поглощает ежемесячно гигабайты новинок современной литературы? Но нет, это живой человек - пишущий на интересные книги рецензии с тонким чувством юмора и неподражаемым авторским слогом... Какие новые книги вышли в свет - и что из них достойно вашего внимания? Владислав — надежный навигатор, представляющий, возможно, лучшие обзоры книг в Рунете. На этой странице ищут: новые книги 2020 • новые книги 2021 • новинки литературы • книги отзывы рецензии • обзор современной литературы • книги обзоры рейтинги • новинки литературы 2020 • новинки литературы 2021 • рейтинг книг обзор лучших • обзор художественной литературы • книжные рецензии • новинки современной литературы • новинки военно исторической литературы • новинки российской литературы • |